Вербное Воскресенье: суть праздника. Вербное воскресение — праздник ожидания чуда Сообщение о празднике вербное воскресенье

В конце апреля 2016 года православные христиане готовятся к встрече самого светлого праздника – Воскресения Христова, Пасхи Господней. И Вербное воскресенье – один из самых светлых и самых ярких дней Великого поста, вводит нас в ожидание великого события. Как правильно подготовиться к Страстной неделе и отметить Вербное воскресенье – в материале сайт

История дня: Осанна Сыну Давидову!

История Вербного воскресения (или Пальмового, как его обычно именуют в других странах) берет свое начало в книгах Нового Завета. Согласно Евангелию от Матфея, апостолы по указанию Иисуса берут в Вифании ослёнка и ослицу. После чего Иисус въезжает верхом на осле в Иерусалим, где его встречает народ, полагая на дорогу одежду и пальмовые ветви с восклицаниями: «осанна («слава») Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!».

В тот же день, согласно Евангелиям, по прибытии в Иерусалим, Иисус опрокидывает столы меновщиков и продавцов скота в преддверии Иерусалимского Храма, говоря: «написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников», чем вызывает недовольство служителей. Однако первосвященник побоялись схватить Христа при всем честном народе, поскольку опасались бунта.

На протяжении дня к Иисусу подходят слепые и хромые, и он исцеляет их. Под вечер Иисус покидает Иерусалим и проводит ночь в Вифании.

Толкование праздника Входа в Иерусалим было заложено в самом тексте Священного Писания: евангелисты отмечают, что торжественный въезд Христа совпадает с описанием прихода Мессии по Книге пророка Захарии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» . Таким образом, праздник символизирует собой еще одно исполнение пророчеств Ветхого Завета служением и миссией Самого Христа.

Кроме того, этот праздник является своего рода входом каждого христианина в Страстную седмицу – так же, как для Иисуса Христа этот день предваряет Его Крестный путь. Для всех православных христиан Вербное воскресенье предваряет дни особо строгого поста и молитв и символизирует начало крестного пути на Голгофу вместе со Спасителем.


Откуда на Руси появилась верба?

Первое упоминание об использовании вербы вместо листьев и ветвей пальмового дерева в богослужении на Вход Господень в Иерусалим исследователи находят в Изборнике Святослава. Пальмовые ветви в России и других странах с холодным климатом достать было пробематично – поэтому в народе ловко обошли эту проблему, заменив пальму на вербу.

На этот праздник верующие приходят с ветками, как правило, ивовых растений - вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной. Впрочем, на юге России используют цветы и ветви других деревьев – в том числе и пальмы. В России, где таких деревьев нет, и где первой распускается верба, с древних времен стали использовать ее ветви.

В связи с этим в простонародье праздник и стал называться Вербным воскресеньем. Но подлинное его название - Вход Господень в Иерусалим, или Неделя Ваий, Цветоносное воскресение.

Народные приметы на Вербное Воскресенье

Если на Вербное воскресенье идёт дождь – ждите хорошего урожая.
- Если на Вербное воскресенье стоит сухая погода – урожая можно не ждать.
- Если на Вербное воскресенье на небе тучи, пасмурно, но дождя нет - урожай будет достаточно хороший, но не такой, как хотелось бы.
- В дом, в котором есть освящённая веточка вербы, не попадёт молния.
- Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдёт на другое строение.


Народные обычаи и традиции на Вербное воскресенье

На Руси общераспространённым в народе был обычай слегка ударять друг друга вербой в день Входа в Иерусалим. В полночь молодёжь обходила дома с песнями, у ворот кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербешкою бить, здоровьем больше прежнего наделить!» Войдя в избу, слегка били ветками вербы спящих, приговаривая: «Верба хлёст, бей до слёз!», «Вставай рано, бей барана!», «Бьём, чтобы быть здоровыми».

Простой народ освящённым вербам придаёт особую очистительную силу, верует в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов.

Особой приметой вербной недели считались на Руси вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатый выбор детских игрушек, книг и сладостей. Там покупали связанную пучками вербу, а к покупке торговцы привязывали украшение - бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».

Православный стол на Вербное воскресенье

В Вербное воскресенье нельзя работать – это же правило относится и к кухне. В связи с этим, все блюда для домашнего стола обычно готовились на Лазареву субботу.

Если вы увидели на улице людей с веточками вербы в руках, значит, скоро наступит праздник, котрый называется Вербное воскресенье. История возникновения праздника необычайно интересна и окутана преданиями. В этой статье мы приоткроем завесу тайны и расскажем, откуда к нам пришёл этот день и связанные с ним традиции.

Шаги в прошлое

Итак, Вербное воскресенье... История праздника насчитывает две версии его зарождения. Одна из них - христианская. Она гласит, что именно в этот день Иисус Христос верхом на осле впервые въехал в город Иерусалим. Как всё начиналось?

В 30 году нашей эры дальние и ближние окрестности города Иерусалима взбудоражил слух о некоем страннике, творящем такие чудеса, как исцеление неизлечимо больных и даже воскрешение мёртвых!

Говорили, что ослепшие снова начинают видеть, а прокажённые заново обретают здоровую кожу. И самое обсуждаемое невероятное событие - это воскрешение некоего Лазаря, умершего четыре дня назад, но вышедшего из склепа живым и невредимым. Конечно же, все эти чудеса творил Иисус, прозванный в народе Спасителем и Мессией.

У Сына Божьего в кратчайшие сроки появляется огромное количество последователей и учеников, которые несут добрую молву о своём Учителе. Простой люд видит в Иисусе своё светлое будущее, а главное - свободу от поработителей-римлян.

Однако власть Иерусалима по понятным причинам не разделяла предвкушение счастья и радостных ожиданий - и немудрено. Появление Мессии пошатнуло бы, а то и напрочь уничтожило бы удобный для них порядок.

Верхом на ослике

И вот наступил тот день, которого так страшились правители Иерусалима - Иисус решил посетить столицу Иудеи. При этом Спаситель, который обычно передвигался пешком, вдруг попросил своих последователей привести ему из ближайшего поселения молодого осла, на которого не садился ни один человек. Когда просьба Иисуса была выполнена, на ослика постелили его одежды, заменив ими седло, и Спаситель направился к главным воротам Иерусалима.

По тем временам и традициям въезд на осле сквозь врата города говорил о мире и исключительно благих намерениях прибывшего, в том время как гость, приехавший на коне, символизировал Именно поэтому Сын Божий выбрал осла - таким образом он хотел показать, что пришёл с миром и без злого умысла.

Это был триумфальный въезд! Ликующие люди, не скрывая радости, устилали путь Спастеля листьями пальмы и своими одеждами, показывая таким образом свою безграничную любовь и высочайшее уважение к Сыну Божьему. За осликом, несущим на своей спине Мессию, бежали дети, девушки и женщины, размахивающие пальмовыми ветвями, символизируя высочайшие почести. Поэтому Вербное воскресенье (история праздника связана не только с религией, но и (косвенно) с географическим положением и климатом Израиля, из-за чего его ещё называют Пальмовым воскресеньем) означает Вход Господень в Иерусалим, ибо в своём Сыне в городе побывал сам Бог-Отец. Сам же праздник - это символ того, что израильский народ поверил в Иисуса и признал его Мессией, Спасителем, чьё призвание - сделать мир лучше, добрее и гармоничнее.

Увы, спустя всего четыре дня всё тот же ликовавший народ будет исступлённо требовать от жестоко распять того, кого сами же прозвали Мессией и Спасителем рода человеческого.

Пальмы и вербы

Скорее всего, у читателя возникнет вопрос: если путь Сына Божьего устилали пальмовыми листьями, почему же в России этот праздник называется Вербное воскресенье? История праздника говорит, что это связано с тем, что на Руси никогда не произрастали пальмовые деревья, в то время как палестинский климат непригоден для милой русским людям вербы. Поэтому Православная Церковь приняла решение сменить растение, символизирующее Вербное воскресенье. История праздника, православный вариант которого актуален в наши дни, предполагает вместо пальмовых листьев использовать веточки вербы из другого, языческого обряда, который существовал на Руси в дохристианские времена.

Языческий праздник

Как уже было упомянуто, история праздника Вербное воскресенье имеет две версии возникновения. Вторая из них уходит во времена язычества. А если точнее - берёт своё начало в древнем славянском празднике под названием Вербохлёст. Чем же связаны между собой Вербное Воскресенье, история

Дело в том, что Вербохлёст - это праздник оплодотворения. В язычестве близкие отношения между мужчиной и женщиной не считались грехом, а как раз наоборот - воспринимались как проявление Божественного акта, в результате которого появлялись дети. Из детей вырастали сильные воины, трудолюбивые пахари, будущие матери и лекари и учителя. Одним словом, чем больше было детей, тем больше у народа было шансов на благополучную жизнь.

Весёлый обычай

В празднике Вербохлёст существовал интересный обычай - юноши хлестали по ногам девушек веточками вербы, а те, в свою очередь, заливисто смеялись и нарочно визжали. Этот обряд символизировал акт оплодотворения. То же самое проделывали со скотом - ведь чем больше поголовье, тем сытнее будет жизнь.

Почему именно верба, а не слива или, например, яблоня? Дело в том, что для наших предков верба являлась символом быстрого роста, могучей к жизни и, конечно, плодородия. И немудрено - именно верба выбрасывает почки и расцветает первой среди всех растений.

Когда на Руси появилось христианство, языческие идолы были отвергнуты и со временем забыты. И тем не менее история праздника Вербное Воскресенье поневоле возвращает нас в те далёкие времена.

На то, что именно с Вербохлёста началась история праздника Вербное Воскресенье, указывает то, что в других странах, например, в Словакии, где чтят традиции предков, этот обычай жив до сих пор. Там и в наши дни парни без какой-либо религиозной подоплеки азартно стегают барышень веточками вербы и даже окатывают их водой!

Праздник без даты

Когда именно празднуется Вербное воскресенье? История праздника напрямую связана с праздником Пасхи, и отмечается за неделю до её наступления, сразу после Поскольку Пасха тоже наступает каждый раз в разный день, то и Вербное Воскресенье приходится на разные даты.

Сила вербы

В субботу перед Вербным воскресеньем во всех православных храмах проводится всенощное бдение, во время которого священники окропляют их святой водицей, освящая вербу и придавая ей волшебный свойства.

Например, она оберегает дом от гроз и пожаров, всех его обитателей - от а почки вербы излечивают многие болезни. Именно поэтому принесённую из церкви вербу ставят в изголовье кровати, на которой лежит занедуживший человек, а также побегами несильно стегают детвору, чтобы росли здоровыми и сильными. Помимо этого, в отваре оосвящённых ветвей вербы принято купать малшей, чтобы те были здоровыми. Считается также, что почки вербы помогают победить бесплодие, поэтому многие отчаявшиеся женщины, мечтающие о ребёнке, едят их и молятся Пресвятой Богородице.

Вербная диета

Все православные перед Пасхой строго соблюдаёт Великий пост. Особенно суровы в этом плане дни Страстной недели, когда истинно верущие жёстко ограничивают себя в пище. И тем не менее в Вербное воскресенье все желающие могут устроить себе поблажку и побаловать свой организм рыбой, запивая её вином.

А давным-давно на Руси для празднования Вербного воскресенья пекли гречневые блинчики, варили бражку и готовили рыбные пироги. Помимо этого был интересный обычай печь праздничные хлебцы - столько штук, сколько человек в семье. В одном из хлебцов прятали монетку, и тот, кому досталось это угощение с сюрпризом, был буквально обречён на счастье, здоровье и удачу в течение 12 месяцев.

Сказки для детей

Попробуйте рассказать детям про Вербное воскресенье. История праздника для детей, конечно же, должна быть адаптирована под их восприятие и доступна для понимания маленьких православных. Покажите детворе красивые вербовые веточки, дайте потрогать, понюхать, подержать в руках. Расскажите о том, что верба расцветает самой первой из всех деревьев и приносит в мир весну. После этого можно поведать ребятам про Вербное воскресенье. История праздника (фото, рисунки и картинки также желательно использовать) маленькими слушателями будет восприниматься как волшебная сказка. Можно даже разыграть сценки. Не забудьте упомянуть, почему у нас верба вместо пальмовых листьев, попутно рассказав и о климате Палестины.

Торжественному входу Господа в Иерусалим предшествовало чудо воскрешения Лазаря из Вифании. Трогательный рассказ об этом событии мы находим в Евангелии от Иоанна. Когда Лазарь заболел, его сестры Марфа и Мария тотчас же послали сказать об этом Спасителю. Лазарь вскоре умер и был похоронен, и только спустя четыре дня Господь пришел в Вифанию. «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой! », - сказала Марфа. Спаситель ответил, что Лазарь воскреснет, и пошел к пещере, где тот был похоронен. Когда отвалили камень, Господь помолился, и затем громким голосом воззвал: «Лазарь, иди вон!» И опутанный погребальными пеленами Лазарь вышел из гроба, в котором пролежал четыре дня.

Икона «Воскрешение Лазаря». Великий Новгород, XV век

Господь и раньше воскрешал умерших, вскоре после смерти. Но это чудо особенно потрясло всех присутствовавших, ведь от умершего уже исходил запах тления, он был погребен и несколько дней пролежал во гробе. Многие, видевшие и слышавшие об этом событии, уверовали во Христа.

Когда на следующий день Спаситель вошел в Иерусалим, где перед праздником ветхозаветной Пасхи собралось множество паломников, Его встречали как победителя. Книжники и первосвященники, искавшие малейшего повода, чтобы убить Исуса Христа, хотели умертвить и воскрешенного. Лазарь скрылся и впоследствии был первым епископом Кипра. Он прожил еще 30 лет.

Вход Господа в Иерусалим, его торжественную встречу описывают все четыре Евангелиста. Ученики по повелению Господа привели к нему ослицу и молодого осла, на которого постелили свои одежды, и Он сел поверх них. Множество народа, узнавшего о великом чуде, встречали Спасителя: постилали на дорогу свою одежду, другие клали срезанные ветви. Сопутствующие и встречающие громко восклицали:

Осанна Сыну Давыдову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!

Ослица и молодой осел, еще не ходивший под седлом, символизировали ветхозаветный Израиль и язычников, которые также уверовали во Христа. Евангелисты обращают внимание, что Исус Христос, как Сын Давыдов, въезжает в Иерусалим на молодом осле, как и Давыд после победы над Голиафом.

Народ встречал Христа как победителя и триумфатора, но Господь шел в Иерусалим не для земной власти, не для того, чтобы освободить евреев от власти захватчиков-римлян. Он шел на страдания и крестную смерть. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Пройдет всего несколько дней, и вновь соберется множество народа. Но на сей раз толпа будет кричать: «Распни, распни Его!»

Вербное воскресение. История праздника

Праздник Входа Господня в Иерусалим известен с первых веков христианства. Уже в III веке его упоминает в своем поучении святитель Мефодий Патарский. Святые отцы Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский, жившие в IV веке, в своих проповедях говорят о том, что праздник совершается торжественно, множество верующих идут в этот день торжественным крестным ходом с ветвями в руках. Поэтому праздник получил и другое название - Недели ваий или цветоносной. На Руси как раз в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное название праздника - Вербное воскресенье . В этот день разрешается пища с рыбой. Накануне, в Лазареву субботу, принято вкушать икру.

Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение

В стихерах празднику прежде всего указывается на смирение Спасителя, скромно шествующего на бессловесном жеребенке, и содержится призыв к верующим встречать Грядущего ликующим пением: «Благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних ». Тексты православной службы не просто описывают события, происходившие в Иерусалиме две тысячи лет назад, но и показывают нам их значение, в частности, исполнение ветхозаветных пророчеств. В первой паремии (Быт. XLIX, 1-2, 8-12) содержится пророчество патриарха Иакова сыну Иуды о том, что из его рода будут происходить цари до тех пор, пока не явится Примиритель (т.е. Господь Исус Христос); во второй паремии (Софонии III, 14-19) пророчествуется о торжестве Сиона и ликовании Израиля, потому что среди них находится Господь, Царь Израилев. В третьей паремии (Захарии IX, 9-15) предсказы­вается о торжественном входе Исуса Христа в Иерусалим на молодом осле:

Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом.

В каноне изображается радость истинного Израиля, удостоенного быть свидетелем Царского входа Господня в Иерусалим, и злоба книжников и фарисеев и первосвященников иудейских, с какою они смотрели на торжество Сына Давыдова. Все живущее призывается прославить Господа, идущего на вольные и спасительные страдания.

Библиотека Русской веры

Вечернее богослужение имеет особенность, отличающую этот праздник от прочих: после Евангелия священник читает молитву над вербой, в которой вспоминается голубь, принесший Ною ветвь маслины, и дети, которые с ветвями встречали Христа со словами: «Оса́нна в вы́шних! Благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне ». Приложившись к Евангелию, молящиеся получают от священника несколько ветвей освященной вербы и всю оставшуюся службу держат их в руках вместе с горящими свечами. Вернувшись домой, верующие помещают вербу рядом с иконами. Прошлогодние «букетики» не принято выбрасывать, их сжигают или опускают в реку.

В Апостоле (Фил. IV, 4,-9) верующие призы­ваются к кротости, миролюбию, молитвенному настроению и верности учению Христову. В Евангелии повествуется о входе Господнем в Иерусалим (Иоанна XII, 1-18) и о вечери в Вифании.

Тропарь праздника объясняет нам духовный смысл торжественного входа Господа в Иерусалим:

Џ бщее воскRсeніе прeжде своеS стрaсти ўвэрsz, и3з8 мeртвыхъ во€дви1глъ є3си2 лaзарz хrтE б9е. тёмъ же и3 мы2 ћкw џтроцы, побёдныz џбразы носsще, тебЁ победи1телю смeрти вопіє1мъ, nсaнна в8 вhшнихъ блгcвeнъ грzдhи во2 и3мz гDне.

Русский текст:

Всеобщее воскресение прежде Твоих страданий удостоверяя, из мертвых Ты воздвигл Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, нося символы победы, говорим Тебе - Победителю смерти: осанна в вышних! Благословен идущий во имя Господне!

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

Н а пrт0лэ нa нб7си, на жребsти на земли2 носи1мь хrте б9е, t ѓнGлъ хвалeніе, и3 t дэтє1й воспэвaніе пріимaше, зовyщихъ ти, бlгословeнъ є3си2 пришeдыи ґдaма во€дви1гнути.

Русский текст:

Христе Боже, носимый на престоле, а на земле на осленке, Ты, принял воспевание от детей и хвалу от Ангелов взывающих: «Благословен Господь, Идущий вызвать (из ада) Адама.

«Шествие на осляти»

В XVI–XVII вв. на Руси в Москве, Великом Новгороде и других больших городах существовал обычай совершать крестный ход в день праздника особенным образом. В Москве торжественный крестный ход направлялся из Успенского собора Кремля к собору Покрова на Рву (храму Василия Блаженного), один из приделов которого был освящен во имя входа Господня в Иерусалим. Патриарх ехал на молодом осле, которого вел под узцы царь. Чаще всего «осел» был символическим - конь светлой масти.


Западный придел собора Василия Блаженного (Покровского собора на Красной площади) освящен во имя входа Господня во Иерусалим

На Руси этот обычай возник не самостоятельно, а был заимствован у греков. В Константинопольской церкви «шествие на осляти » было известно еще в IX–X вв. Самое раннее русское свидетельство такого обычая имеется в расходных книгах Софийского собора Великого Новгорода за 1548 год. Новгородский наместник водил осла, на котором сидел архиепископ. Процессия шла из Софийского собора до Входоиерусалимского храма и назад. Известно, что такая церемония проводилась в XVII веке также в Ростове Великом, Рязани, Казани, Астрахани и Тобольске. В конце XVII века обычай был упразднен.


Празднование Вербного воскресения на Красной площади. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х - первая половина 1640-х гг.

Вербное воскресение в народных традициях

К Вербному воскресенью были приурочены некоторые народные обряды и обычаи. Крестьяне во время утрени молились с освященной вербой и, придя домой, глотали вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. В этот же день женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота (23 апреля), причем всякая благочестивая хозяйка выгоняла со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или «пускали на воду», или втыкали под крышу дома. Это делали с той целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней.

Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции Вербной недели.

«Вербная неделя , или неделя Ваий, у нас оживляется чисто праздником начала весны; верба или ветла, не давшая еще листьев, цветет и тем как бы заявляет, что наша северная природа скоро наградит нас и все живущее на земле новыми благами. Самый праздник Воскрешение Лазаря служит символом возобновления, оживления могущественной природы. На Вербной неделе в столицах учреждены детские базары, где торгуют преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями, как бы в ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться в этой жизни, а смотря на игрушку, изучать на ней суть своего будущего, так как каждая игрушка есть наглядная грамота, наглядное учение, развивающая дальнейшее понимание в ребенке, сближающее его с жизнью и развивающее его мыслительность через наглядность, сравнение действия и образов. В Лазареву субботу все допускают употребление в пищу икры, постных блинов и разного кухонного печения.

В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез! » В Нерехте крестьянки пекут барашки в Вербное воскресенье, и когда придут из церкви, то этими барашками кормят скотину, а вербу втыкают в сельнике у св. икон и берегут ее круглый год до Георгиева дня. Это обыкновение сохраняется во многих губерниях. Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею скот на дворе и потом этою вербою хлещут скотину, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди! » А иногда просто: «Благослови тебя, Господи, и будь здорова »… и с вербою в руках доводят до места пастбища. Освященная верба уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют как симпатическое средство и кладут в пойло больным коровам или телятам».

Вход Господень в Иерусалим. Иконы

Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве. Практически все образы Входа Господня в Иерусалим имеют общую композиционную схему, однако значительно разнятся в деталях. Христос, благословляющий правой рукой, восседает на осле, Его сопровождают два беседующих меж собой апостола. Один из них по устойчивому иконографическому типу определяется как Петр, тогда как второй апостол, довольно юный, может быть Фомой, Филиппом или Иоанном. В нижней части композиций изображаются дети, радующиеся пришествию Спасителя. Непременным элементом иконографии праздника является изображение Елеонской горы.


Вход Господень в Иерусалим. Первая половина XVI в. Музей им. Андрея Рублева

Значительное изменение в иконографии Входа Господня в Иерусалим происходит в XIV - начале XV века. Теперь Спаситель чаще всего представлен в сложном ракурсе - оборачивается назад, к апостолам. Рассматриваемая поза Христа присутствует на иконах из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, иконах-таблетках из Новгорода и многих других.

Вход Господень в Иерусалим. Государственная Третьяковская галерея, Москва, XVI в.
Вход Господень в Иерусалим. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Середина XV в.

В псковских образах XVI века Спаситель представлен сидящим ногами вперед, а левое плечо повернуто на зрителя так, что Он въезжает в Иерусалим почти что спиною вперед.


Вход Господень в Иерусалим. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Первая половина XVI в.

Храмы в честь Входа Господня в Иерусалим

Во многих старинных городах храмы в честь Входа Господня в Иерусалим были построены в XIV–XV вв. До нашего времени сохранились в основном в перестроенном виде. Так, храм в Великом Новгороде, построенный в 1336 году владыкой Василием, был разобран «за ветхостью» в 1759 году. Тогда же началась постройка нового собора по проекту архитектора Растрелли. Здание сохранилось до наших дней, в нем располагается лекторий.


Здание храма в честь Входа Господня в Иерусалим в Великом Новгороде

Часто храм был не самостоятельным, а считался приделом главного городского собора, даже если стоял отдельно. Возможно, это связано с чином «шествия на осляти»? Со временем появления и распространения этого обычая на Руси совпадает и постройка храмов в честь Входа Господня в Иерусалим или приделов в Москве (западный придел храма Василия Блаженного), Рязани, Кашине, Казани, Суздале и других городах.

Настоятелем собора Юрьевца Поволжского (ныне Ивановская область) был протопоп . Правда, служил там недолго, всего восемь недель. Новый протопоп был настолько строг с паствой, пытаясь исправить людей, привыкших к распутной жизни, что избили его чуть не до смерти! Воевода выставил охрану вокруг дома и не позволил довершить расправу. Мятеж не унимался, и протопоп Аввакум вынужден был бежать в Кострому, а затем в Москву, где служил впоследствии в Казанском соборе на Красной площади. А собор в честь Входа Господня в Иерусалим в Юрьевце был в XVIII веке перестроен и сохранился до нашего времени.


Рядом с колокольней стоит пятиглавый собор во имя Входа Господня в Иерусалим (перестроен в конце XVIII века). Его настоятелем недолгое время был протопоп Аввакум. Юрьевец Поволжский. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1910 г.

Старообрядческих храмов, освященных в честь этого праздника, не имеется.

Душеполезное поучение на Вербное воскресение

Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Матфея (Мф. 21, 1-11, Евангелие дню).

1-5. И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Исус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной».

Господь воссел на осла не по какой-либо другой нужде, а единственно для того, чтобы исполнить пророчество и вместе чтобы показать нам, как скромно нужно ездить, ибо Он ехал не на лошади, а скромно на осленке. Пророчество (см. Ис. 62, 11. Зах. 9, 9) Он исполняет и в историческом, и в таинственном смысле: в историческом через то, что видимым образом воссел на ослицу, в иносказательном же - воссевши на осленка, то есть на новый, необузданный и непокорный народ, язычников. Осел и ослица были привязаны узами своих грехов. Разрешить были посланы двое - Павел к язычникам, а Петр к обрезанным, то есть иудеям. И доныне двое разрешают нас от грехов - Апостол и Евангелие. Христос шествует кротко, ибо в первое пришествие Свое Он явился не судить мир, но спасти. Другие цари евреев были хищны и несправедливы, Христос же - царь кроткий.

6-7. Ученики пошли, и поступили так, как повелел им Исус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх них.

Лука и Марк говорят только об осленке, а Матфей - об ослице и осленке. Между ними нет противоречия, ибо, когда повели осленка, за ним последовала и мать его. Исус воссел на них, то есть не на двух животных, но на одежды. Или: сначала Он сидел на осле, а потом на осленке, так как сперва Он пребывал в иудейской синагоге, а потом избрал народ верный из язычников.

8-9. Множество же народа постилали свои одежды по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давыдову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

Что касается прямого, исторического смысла, то постилание одежд выражает великую честь, а ношение срезанных ветвей - проявление торжества. В смысле же таинственном так понимай: Господь воссел, когда апостолы подослали Ему одежды свои, то есть добродетели. Если душа не украшена апостольскими добродетелями, Господь не воссядет на нее. Предшествовавшие - это пророки, жившие до воплощения Христова, а сопровождающие - это жившие после воплощения мученики и учители. Они подстилают Христу свои одежды, то есть плоть покоряют духу, так как тело и есть одежда, покров души. Они разостлали тела свои на пути, то есть во Христе. Я есмь путь и истина и жизнь, - говорит Он (Ин. 14, 6). Кто не постелет плоть свою, то есть не уничижит ее, пребывая на пути, во Христе, а уклонится в ересь, на того не воссядет Господь. Осанна, по словам одних, означает «песнь» или «псалом», а по словам других, что вернее, - «спаси нас». Господь называется Грядущим, ибо Его пришествия ожидали евреи. Так и Иоанн говорит: Ты ли Грядущий? (Мф. 11, 3), то есть Тот, пришествия Которого ожидают. Кроме того, Господь называется Грядущим и потому, что каждый день можно ожидать Его второго пришествия. Посему каждый из нас должен ожидать кончины века, пришествия Господня и приготовляться к этому.

10-11. И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Исус, Пророк из Назарета Галилейского.

Бесхитростный и простой народ не завидовал Христу, но вместе с тем не имел о Нем и надлежащего понятия. Потому-то народ и в данном случае называет Его Пророком. Народ не говорил: это Пророк, но: Пророк, то есть именно Тот, ожидаемый, о Котором Моисей сказал: пророка, как меня, воздвигнет Господь Бог (Втор. 18, 15).

Праздник Вербное воскресенье является переходящим (в зависимости от даты Пасхи) - и в этом году дата его празднования выпадает на 8 апреля. Праздник вербное воскресенье отмечается за 6 дней до распятия Христа и за неделю до наступления Пасхи.

В чем же смысл праздника Вербное воскресенье, и какова его история?

История праздника Вербное воскресенье

Праздник Вербное воскресенье связан со знаменитым входом Христа в Иерусалим верхом на осле, с чего и начали его крестные страдания. Рассказы об этом событии можно найти в Евангелиях от всех четырех евангелистов - Марка, Матфея, Луки и Иоанна.

Праздник Вербное воскресенье имеет такое важное значение для всех верующих потому, что вход Иисуса в Иерусалим символизировал начало его добровольных страданий ради людей. А въезд его в город на осле был связан с тем, что во времена Христа все земные цари и победители въезжали в Иерусалим на ослах или лошадях, а народ встречал их с криками и взмахами пальмовых веток. Но Христос въезжал не как победитель или земной царь, а как царь Небесного царства и Победитель греха и смерти. И он знал, что его ждет, осознанно идя на смерть ради всех живущих.

На Руси этот праздник получил название Вербное воскресенье, потому что его символом являются первые распустившиеся ветки - ветки вербы, ивы или ветлы (ивовых растений). Какие же обычаи, связанные с праздником Вербное воскресенье, были на Руси?

Праздник Вербное воскресенье: обычаи

Ветки ивовых растений (как правило, вербы) в праздник Вербное воскресенье символизируют те ветви, которыми евреи встречали Христа во время его входа Иерусалим.

В праздник Вербное воскресенье ивовые ветки освящают в церкви и ставят дома рядом с иконами до следующего Вербного воскресенья. На Руси считалось, что освещенные веточки вербы обладают мистической силой и помогают отгонять злых духов от дома, его жителей и скота. Веточка вербы была верным средством против сглаза, порчи, нападения хищных зверей и различных других неприятностей жизни.

С вербой и праздником Вербное воскресенье вообще было связано очень много примет и обычаев. Например, считалось полезным такое «развлечение»: после утренней службы освященной вербой слегка ударяли детей, знакомых и родственников со словами: «Верба хлыст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба». Скоту перед первым выгоном на пастбище давали съесть несколько веточек вербы, а еще несколько веточек вербы клали в хлев. Считалось, что такие ритуалы приносят крепкое здоровье и отгоняют нечистую силу. А незамужних девушек или тех, кто только-только вышел замуж, ударяли освященной вербой для того, чтобы у них родилось много здоровых детей. Кстати, верба для этого выбиралась не случайно - на Руси считалось, что верба была одним из самых живучих и сильных деревьев. Существовало даже поверье, что в какую бы землю и как бы не воткнуть ветку вербы - она все равно примется и будет расти. Поэтому что, как не верба, могло дать здоровье и благополучие?

Верба в праздник Вербное воскресенье также помогала решать важные задачи и дела. Для этого достаточно было съесть 3 почки вербы, освещенной в церкви в Вербное воскресенье, и запить «трапезу» святой водой с мыслями о деле, в котором необходима удача. Правда, часто прибегать к помощи вербы не рекомендовалось - лишний раз беспокоить высшие силы не следовало во избежание проблем.

Верба в праздник Вербное воскресенье могла даже помочь любовных делах. Считалось, что если с самого утра в Вербное воскресенье девушка начинала думать о любимом человеке, который, к сожалению, в свою очередь, не обращал на нее внимания - то вечером он придет к ней в дом и позовет ее погулять. Возможно, исполнение желания в праздник Вербное воскресенье как-то и связано с силой вербы, но, возможно, это очередное проявление тезиса, что мысль материальна. Но, так или иначе, в Вербное воскресенье желания исполняются быстрее!

Верба продавалась на Руси на вербных базарах, которые очень любили дети. Ведь помимо ивовых веточек, на вербных базарах в Вербное воскресенье можно было купить интересные игрушки, книжки или вкусности. А к пучку вербы обязательно привязывали фигурку ангелочка - вербного херувима.

В праздник Вербное воскресенье, несмотря на пост, разрешалось есть рыбу. Кроме того, в Вербное воскресенье варили кашу, добавляя туда вербные сережки.

Приметы на Вербное воскресенье

С вербой и Вербным воскресеньем было связано и много различных примет. Например:

«Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вербного воскресенья» ,

«Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут» ,

«На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут» ,

«Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд» .

А если вдруг в какой-нибудь день после Вербного воскресенья начиналась гроза - люди брали освещенную веточку вербы, стоящую возле икон, и ставили ее на подоконник. Считалось, что таким образом можно уберечь дом от попадания в него молнии.

Праздник Вербное воскресенье имеет интересную историю и богат на обычаи и приметы. А его значимость в череде православных праздников не подвергается сомнению. Кстати, праздник вербное воскресенье - это лишний повод сходить всей семьей в лес за вербными веточками или просто погулять в парке и подышать свежим воздухом!

В канун пасхальных праздников церковный календарь просто пестрит различными важными событиями и величественными торжествами.

Большинство из них хорошо известно даже людям, далеким от веры. Не стало исключением и Вербное воскресенье.Но что об этом важном празднике знают люди, которые спешат нарвать охапки вербы и освятить их в церкви.

Вербное воскресенье: праздник по Евангелие

Согласно евангелийских писаний за неделю до Пасхи празднуется торжественное вхождение Христа в город Иерусалим.

В церковном календаре название праздника звучит, ка Вход Господень в Иерусалим. Об этом торжественном событии описано у всех четырех евангелистов.

Спаситель обращается к своим ученикам с просьбой найти для Него осла. Именно на этом животном Иисус планирует въехать в город.

Просьбу выполняют два Апостола, которые находят животное в соседнем селении и, застелив его одеждой, отдают своему Учителю.

Иисус въезжает в Иерусалим на осле. Его встречают величественными ликованиями толпы жителей города. Дорогу Спасителю устилают пальмовыми ветвями.

Именно пальмовые ветви или вайями легли в дальнейшем в основу названия праздника.

Воскресенье ваий – такое первоначальное название торжества. Оно и сегодня сохранилось в христианских странах, где растут пальмы.

«Славянский» вариант, связанный с вербой, появился намного позже. А сама верба стала северным символом праздника.

Встречая Иисуса, жители города выкрикивают приветствия, славящие его. Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! Слово «осанна» дословно с древнееврейского переводится, как «помоги, спаси же».

Греческий вариант писания упоминает слово в этом случае, которое означает «слава».

Так что встречали Иисуса в Иерусалиме со словами величия, прославления.

Но это было связано не с верой в спасение, которое нес Христос, как Сын Божий, а с надеждой, что Грядущий принесет облегчение в непростой жизни евреев на просторах Римской империи.

Воспринимался же Христос встречающими, как царь земной, обладающий выдающимися способностями пророка.

Лазарева суббота, как великое чудо воскрешения

Но с чем же связана такая знаменитость Иисуса Христа? Почему его встречали с такими почестями и надеждами? Ведь встреча по своей торжественности была даже более величественной, чем проведение самых больших праздников.

Все объясняется событием, непосредственно предшествующим входу в Иерусалим.

Накануне, то есть в субботу, Сын Божий сотворил одно из самых великий чудес – оживил Лазаря, который уже как четыре дня был мертвым.

В такое чудо не верили даже его ученики. Но вера смогла сотворить немыслимое, и Лазарь восстал из мертвых.

Это событие в дальнейшем будет отмечаться, как еще одно великое торжество в церковном календаре. А в древние времена слухи быстро распространились по околицам, и дошли до римского города, расположенного поблизости.

Скорбная сторона Верного воскресенья

Иисус, согласно пророчеству, въезжает в город не на белом красивейшем коне в окружении свиты, как бы сделали многие правители, а на молодом осленке. И этому существует несколько объяснений.

По восточным поверьям всадник на осле нес мир, а вот въезжающий на коне символизировал войну. И все поведение Миссии говорит не о возвышении, а о кротости. Ведь уже в эти минуты Он знал, что замышляют книжники и фарисеи.

Христос прекрасно понимает, что впереди Его ждет предательство и неземные муки. Но его миссия состоит именно в том, чтобы принести эту жертву ради спасения грешников. Поэтому Христос идет навстречу своей смерти сквозь толпы ликующей толпы.

Уже через несколько дней возгласы славы сменятся проклятиями, а величественные почести унижением.

Эти люди, переполненные злобой, возьмут в руки камни вместо пальмовых ветвей, а их разум затмит ненависть.

Поэтому праздник Вербное воскресенье воспринимается не только как веселое торжество, но и как первый шаг к печальным событиям, как подтверждение человеческой греховности, предательства.

Когда в России празднуют Вербное воскресенье?

Практически каждый знает, когда в этом году Пасха и Вербное воскресенье.

Ведь достаточно открыть церковный календарь, и там можно узнать все праздничные даты на десятилетие вперед.

Что касается числа, когда празднуется Вербное воскресенье, нужно знать, что дата непостоянная и приходится как раз на воскресный день за неделю до Святой Пасхи.

Поэтому вычислить, какого числа Вербное воскресенье несложно – нужно только отнять от даты Пасхи 7 дней.

В ближайшие годы дата празднования Вербного Воскресенья приходится:

  • в 2017 году на 9 апреля;
  • в 2018 году на 1 апреля;
  • в 2019 году на 21 апреля;
  • в 2020 году на 12 апреля.

Как видим, праздник всегда проходит весной, и чаще всего в апреле.

Вербное воскресенье: история праздника

Праздновать Вербное или Цветоносное, Ваий воскресенье начали в IV-V вв. и очень стремительно праздник завоевал поклонников в христианском мире.

Самые пышные мероприятия, конечно, проводятся в Иерусалимской Церкви.

Тексты богослужений, которые остались неизменными до наших дней, появились в VII веке.

Символом праздника стали ветви пальмы, а у славянских народов – вербы. Эти атрибуты обязательно освящают в церкви.

Поэтому на Руси христиане приходят в храм с букетами вербы, которая обычно к этому времени успевает выпустить свои пушистые почки.

Как это ни прискорбно, миряне, не зная истинного значения праздника, спешат в ближайший храм только для освящения вербы.

Нередко у церкви можно в Вербное воскресенье увидеть толпы прихожан с букетиками вербы.

Они ждут, когда священнослужитель выйдет и окропит их веточки, и совершенно забывают о молитве.

Помните, что традиция освящения вербы сегодня является только дополнением к благочестивым обрядам.

Однако исключительно выполнение этого ритуала полностью лишено смысла, если верующие игнорируют основные традиции.

В храм приходят, прежде всего, для встречи Спасителя, а веточки берут с собой, как символ приветствия.

И только с молитвой в церкви можно освятить вербу и принести ее домой, чтобы сохранить, как святыню, рядом с иконами.

Вербное воскресенье: традиции и запреты

Праздник существует уже несколько веков. Поэтому неудивительно, что к основным церковным канонам присоединилось множество народных обрядов, ритуалов и примет.

Ко многим из них церковь относится отрицательно. Христианин должен, прежде всего, соблюсти те традиции, которые предусмотрены церковными рекомендациями. А их не так уж и много.

Прежде всего, следует помнить, что праздник всегда приходится на Великий пост. Поэтому запрет распространяется на любые увеселительные мероприятия.

Запрещено петь, гулять свадьбы, отмечать дни рождения и придаваться плотским утехам. А вот на постный стол имеются послабления.

Для постящихся Вербное воскресенье еще является долгожданным днем, так как именно сегодня разрешены кушанья с рыбой.

Также можно добавлять в блюда растительное масло и отведать немного красного вина.

Но это не значит, что в этот день накрывают пышные столы. Запрещено выполнять любые работы по дому.

Поэтому о приготовлении пищи хозяйке лучше позаботиться заранее.

Для праздничной трапезы с вечера пекут гречневые блины и готовят постный хлеб, символическое печенье. Нельзя также работать на земле, шить, вязать, управляться со скотом.

Особый запрет распространяется на любые магические действия. Поэтому гадания, выполнение магических ритуалов считается большим грехом.

Как противостоять суевериям в Вербное воскресенье?

Можно встретить огромное количество различных народных обычаев, связанных с Вербным воскресеньем, которые далеки от церковных канонов.

Согласно таким суевериям:

  • бьют родных прутьями, чтобы они не болели на протяжении ближайшего года;
  • пытаются остановить град, выбрасывая во время стихии веточки вербы на улицу;
  • ставят вербу у изголовья тяжелобольных в надежде на выздоровление.

Конечно, за такими ритуалами стоит вера человека в чудо.

Но тяжело сказать, будет ли польза от этих обрядов, когда кроме соблюдения ритуальных действ, не присутствует истинная вера, молитва и покаяние.

Просмотров