Когда праздник первой борозды. Урок «Праздник первой борозды. Сценарий праздника весны «Навруз»

кандидат исторических наук, доцент Ибрагимов И.Г.

Дагестанский государственный педагогический университет

КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ АГУЛОВ С СОСЕДНИМИ НАРОДАМИ

ПРАЗДНИК ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ У АГУЛОВ

Каждый, кто изучает культуру малых народов, сталкивается с целым рядом проблем, связанных с определением границ обследования территориальных, языковых и многих других. Эти проблемысуществуют и по отношению к крупным народам, где нередко исследователи выделяют так называемые «полосы этнических границ», в которых происходят процессы взаимовлияния двух культур и где распространено двуязычие .

Некоторые обряды агулов схожи с обрядами народов Дагестана. При этом отражено своеобразие народа. Многие обряды и народные празднества в Дагестане в своей основе были связаны с аграрным культом. Появившись на начальной стадии развития земледелия, они проводились в течение многих веков подвергаясь воздействию времени, обстановки, религии и общественных отношений, изменяя в ряде случаев свою первоначальную сущность .

Наступление весны у народов Дагестана связывалось с наступлением нового года и отмечалось 22 марта. Начало весны, весеннее равноденствие, солнцестояние отмечали торжественно, начиная с 22 марта подряд три дня. При всей пестроте обычаев, исполняемых для встречи весны, обряды горцев представляются одинаковыми, похожими.

И одним из самых торжественных и пышных праздников у народов Дагестана и Северного Кавказа был праздник первой борозды. Данные археологии подтверждают вывод о глубокой древности дагестанского земледелия. О древности земледелия на Кавказе писал и выдающийся биолог Н.И.Вавилов, который считал, что земледелие в Грузии, Армении и Дагестане является весьма древним начало его уходит в глубь тысячелетий . «Выход плуга» в полебыл одним из самых важных и торжественно отмечаемых праздников горцев Дагестана. Придавая магическое значение сохе, как основному средству в проведении праздника и получения богатого урожая, ее красили белой глиной, а рога быков мазали жиром, украшали платками, лентами. Условно праздник можно разделить на две части. Первая часть составляет магический обряд совершения первой борозды, а вторая часть насыщена различными увеселительными мероприятиями. Обрядовая часть состояла в том, что перед началомвспашки один из уважаемых сельчан проводил сохой 2-3 борозды, которые тут же засеивались семенами.

Первый день пахоты у агулов приходился на различные календарные дни. У кушанцев день пахоты начинался на 6 день хилин. Выход в поле сопровождался рядом архаических обрядов, праздников и т.д.

Все трудовые процессы начинались в определенные дни недели: чаще всего в первый или второй день после халиса – четверга. С правильным, достойным началом сезона связывали то, насколько легко и быстро пройдет весь сельскохозяйственный процесс, таков будет урожай. Поэтому правом начать сезон наделяли того, кто, с точки зрения общества, был лишен лени, жадности, обжорства, отличался тихим, спокойным, доброжелательным характером, проворством и хозяйственностью, ибо первый задавал ритм в работе. Считалось, что его качества распространяются на тех, кто воспроизводит эти действия. В этом проявляется вера в силу межличностного магического воздействия . Праздник первой борозды у всех народов Дагестана начинался с общественного моления. Перед началом пахоты произносили молитву – пожелание.

Всаднику готовили лошадей на предстоящую вспашку. Скороходы упражнялись в беге на гору, пробуя кто кого перегонит. В день праздника тухумные старейшины общества выбирали на своем собрании мужчину, которому будет доверено вывезти в первый раз плуг в поле. Человек, выходивший с плугом, по мнению сельчан, должен быть везучим, т.к. по мнению сельчан, от него во многом будет зависеть будущий урожай.

Жители с.Тпиг определяли время начала пахоты – первую борозду можно провести только тогда, когда «солнце садится за озером». У агулов –кушандере в случае неблагоприятной погоды в период хилин, пахоту продолжали и в иран. При этом говорят, что зерно, особенно маара, получало красноватый оттенок и ценилось ниже. Считалось, что если в этот период будет дождливая погода, то год будет урожайным . Начало этого периода сопровождалось изготовлением ритуального блюда «т I аркрагьанар» и угощали им родственников. Т I акьракьу приписываются слова: «Если моей ноги не было бы в весне, то я разорвал бы детей в утробе, заставил бы рога скота треснуть».

Как и у других агулов, у кушанцев день сева определял опытный крестьянин, который поднимал горсть земли и подбрасывал ее вверх, проверял, чтобы земля была не очень холодной и чтобы комки не прилипали к пальцам. Для этого сжимали комок в кулаке, а затем кулак разжимали. Если на пальцах оставалась земля, если она не рассыпалась, то говорили, «руг арат хьина ара» - «земля еще не годна для посева» .

Пахарь у многих народов Дагестана одет в шубу, мех которой выходит наружу. В этом ритуальном обряде горцы надеялись на плодородие земли и обильный урожай.Смысл песни состоит в получении богатого урожая. Основное назначение обряда первой борозды – с помощью ритуальных действий, магических слов и т.д. создать условия для богатого урожая, помочь природе родить такой урожай.

После пахоты главное внимание земледельца было направлено на сохранение посева и получение хорошего урожая, который зависел большей частью от погодных условий. Во время засухи с помощью магических действий и слов пытался воздействовать на стихийные силы природы

Литература

1. Хан-Магомедов С.О. Агульская архитектура. М., 2001.

2. Халилов Х.М. Лирика народов Дагестана: взаимосвязи типология и этническая специфика. Махачкала 2004.

3. Вавилов Н.И. Опыт агроэкономического обозрения важнейших полевых культур. М.Л. 1967.

4. Тарланов З.К. Агулы: их язык и история. – Петрозаводск, 1994.

5. Агулы. Махачкала. 1975.

Ибрагимов Ибрагим Гаджиевич–кандидат исторических наук, доцент кафедры историиДагестанаисторического факультета ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет».

Контактные телефоны: 89285551930

Адрес рассылки сборника конференции:, Российская Федерация, Республика Дагестан, город Махачкала, улицаЛаптиева 46 кв.25.// Ярагского 57 Дагестанский государственный педагогический университет исторический факультет.

Электронный адрес: [email protected]

Здесь все серьезно. Плуг в землю погружает не абы кто, швыряют в него тоже не чем попало, воду вообще просеивают ситом. А для того, чтобы проверить, готова ли почва, есть специальный древний прибор.

Мир наших предков был живым - от неба до последнего камешка. Все вокруг обладало душой и требовало уважительного обращения. Язычники знали: земля - это женщина. Чтобы она родила хороший урожай, достойный и удачливый человек должен вскрыть ее плугом и бросить семя. Недаром этот обряд кавказцы называли свадьбой поля и оплодотворением пашни. Проводили его не в определенную дату, а когда земля была готова. Только после множества церемоний крестьяне с уверенностью начинали весенний сев.

Дагестан пережил и приход ислама, и социализм, поэтому праздник первой борозды сохранился лишь высоко в горах. Правда, отдельные скептики утверждают, что здесь он был заново придуман в пятидесятые годы местным партийным руководством, но мы им верим лишь отчасти - советская власть, наравне с прочими потрясениями, оставила на древнем обряде свой отпечаток, так что теперь это причудливая смесь языческих ритуалов и мусульманских молитв с неистребимым привкусом эпохи строительства коммунизма. Добавьте гремучий кавказский темперамент, удивительные пейзажи и счастье от окончания зимы, длящейся в горах до полугода, хорошенько взболтайте на извилистых дагестанских дорогах, украсьте веточкой яблони, которая зацветает еще под снегом, и вы получите коктейль, отказаться от которого решительно невозможно.

Ну как не выпить за хороший урожай?

КАВКАЗСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО ПОХОЖЕ НА ВИД СПОРТА, ДОСТОЙНЫЙ ВКЛЮЧЕНИЯ В ОЛИМПИЙСКУЮ ПРОГРАММУ.

В конце марта - начале апреля один из трех районов лакского селения Балхар принимает гостей. Туда приходят мужчины со всего аула. На длинных столах их дожидаются глиняные кувшины с бузой - ячменным хмельным напитком, похожим на квас, пироги-чуду, вареники-кюрзе. Не хватает только праздничного деревца, на котором развешаны вареные яйца, бублики и сладости, - его ставят лишь аварцы и даргинцы. Кавказское гостеприимство похоже на вид спорта, достойный включения в олимпийскую программу. Все пытаются превзойти щедростью и район, дежуривший в прошлом году, и собственных соседей. Иногородних гостей буквально разрывают на части, так что случается завтракать дважды, обедать трижды, а от десятка ужинов и вовсе прятаться, как заправский партизан.

Больше всего гостей - в доме начальника сельской почты Омара Даудова. Именно ему предстоит сегодня погрузить плуг в землю-матушку. Дело это серьезное: от удачливости пахаря зависит будущий урожай у всех крестьян в округе. Поэтому быть избранным на эту роль - большая честь и огромная ответственность.

Возле ворот переминается с ноги на ногу задумчивая лошадь с ленточками в гриве. Когда-то соху тянули здоровенные быки с раскрашенными рогами, олицетворявшие мужское плодородие. Сейчас сельчане обычно вспахивают отвоеванные у горных склонов крохотные участки на осликах, но для праздника выбрали животное посолиднее. Соха где-то затерялась, ее место занял блестящий плуг с инновационной защитой - старой шиной, надетой на острие, чтобы не вспахать ненароком и всю дорогу до поля.

- ПЕЙ БУЗУ! БЕЗ БУЗЫ НИКАК НЕЛЬЗЯ! - подмигивает местный острослов Магомед, звонко чокаясь с Омаром.

В доме наслаждаются заслуженным угощением женщины со всего селения - они давно принесли сюда всевозможные яства, а потом еще долго помогали по хозяйству. Мужчины рассаживаются за столом прямо во дворе. Русские салаты стоят вперемешку с лакскими хинкалами, черным горохом и густым толокном. Из глиняных кувшинов льется в кружки белая пенистая жидкость.

Неумолимая спираль

Герою праздника Омару не позавидуешь. Он облачен в вывернутый шерстью наружу тяжелый тулуп и гигантскую лохматую папаху. На ногах - дедовские чувяки, перетянутые кожаными шнурками. Будущий пахарь щурится под жарким весенним солнышком. Но вот бородатый глава села Абдулджалил Абакаров командует по-лакски в мегафон, и короткое пиршество окончено. Пора приступать к делу. Мулла произносит молитву о ниспослании хорошего урожая, старики задумчиво нашептывают ее зернам, согревая их в ладонях. На ворота залезает молодой джигит с кувшином, явно позаимствованным у матери или сестры, - с такими женщины ходят за водой к источнику в центре селения.

ВЗЛЕТАЮТ В ВОЗДУХ И ПАДАЮТ НА ПРОЦЕССИЮ РОССЫПИ КОНФЕТ, ПРИГОРШНИ РИСА И ГРЕЦКИХ ОРЕХОВ. ДА БУДЕТ УРОЖАЙ ОБИЛЬНЫМ, А ЖИЗНЬ - СЛАДКОЙ!

Омар торопливо натягивает на папаху целлофановый пакет - против традиции не попрешь, а шапка дорогая и вдобавок чужая. Джигит наклоняет кувшин, вода щедро льется на могучий тулуп. Кто-то подставляет сито, и струя разлетается тысячей мелких брызг. Пусть не будет засухи и ростки пшеницы не узнают, что такое жажда! Взлетают в воздух и падают на процессию россыпи конфет, пригоршни риса и грецких орехов. Да будет урожай обильным, а жизнь - сладкой!

Сельчане гигантской толпой идут через деревню на поле. Старики и дружинники с красными повязками читают молитвы, молодые ребята снимают видео на мобильники. Наконец, Омар под одобрительные возгласы проводит первую борозду.

Сделать это не так легко. Когда на поле лежит снег, пахаря забрасывают снежками. Но сейчас оттепель, поэтому в барашковый тулуп со всех сторон летят здоровенные комья земли. К счастью, традиция запрещает швырять камни - иначе колосья побьет град. Сделав круг, почтальон передает плуг другим мужчинам, и все они под непрекращающимся земляным обстрелом невозмутимо ведут его по сужающейся спирали, пока не вспахивают всю делянку. Да будут побеги нового урожая такими же стойкими!

Под Deep Purple и земля лучше родит

Молодежь радостно бежит обратно в селение, обгоняя пожилых женщин в черных одеждах, хором поющих невыразимо печальную песню. Следом тарахтит маленький трактор. На нем гроздьями висит детвора, в кабине восседают мужчины, а на капоте примостился раскрасневшийся Магомед с цигаркой в зубах, браво размахивающий ослиной челюстью, подобно библейскому Самсону. В узком проезде между домами трактор проваливается в сточную канаву, и новоявленный Самсон летит вверх тормашками.

Начинаются соревнования по бегу. На импровизированной трибуне восседают самые уважаемые люди Балхара с большими фигурами из теста в руках.

Жаль, бород маловато, - критически говорит один из сельчан.

Раньше на скамейках целый день старейшины сидели. Даже летом в тулупе, и бородища до пояса. С такими не забалуешь! А нынче старики ненастоящие, с бритыми щеками, вот и распускается молодежь…

СОВЕТСКИЕ МЕЛОДИИ ПЛАВНО ПЕРЕХОДЯТ В ЛЕЗГИНКУ, ТА - В ТРАДИЦИОННЫЙ ЛАКСКИЙ МОТИВ, КОТОРЫЙ ВНЕЗАПНО СМЕНЯЕТ, КАЖЕТСЯ… DEEP PURPLE?

К недостаточно бородатым аксакалам бегут по очереди через весь майдан дети, юноши и девушки, а потом и взрослые дылды - глаза азартно блестят, руки сами хватают соперника за рубашку. Примчались, перевели дыхание - и на окраину села, где проходят скачки - по-старинному, без седла. Когда-то на празднике проводили собачьи и петушиные бои, но сейчас такие развлечения редки и не вполне легальны. Зато на центральной площади всех веселит выбравшийся из канавы Магомед - папаха лихо заломлена на затылок, в руках - аккордеон, рядом - барабанщик орудует вилками вместо палочек. Советские мелодии плавно переходят в лезгинку, та - в традиционный лакский мотив, который внезапно сменяет, кажется… Deep Purple?

Танцуют все - пятилетний мальчишка с прекрасной выпускницей школы, юный джигит с улыбающейся старушкой. Матери подносят младенцев к окнам, чтобы те тоже видели праздник. Каждый получает свою долю веселья и доброго внимания.

Дед Абакар, заранее припасший две огромные кастрюли шашлыка и бутыль чачи, увозит гостей селения куда-то за холмы. Возвращается он лишь поздно вечером, когда команды начальственного мегафона уже смолкли, а музыканты разошлись по домам. Только дюжина горцев сидит, поеживаясь от ночного холода, на длинной череде стульев возле магазина и обсуждает минувший праздник. Скоро им всем предстоит запрягать осликов, доставать инновационные плуги и возделывать поля - благо, праздник прошел как надо, а значит, урожай будет хорошим.

Обряд вызывания дождя.

Слайд родник Ведущий:

После празднования первой борозды наступало определенное затишье в земледельческих ритуалах и праздниках, это была передышка перед началом прополки и других полевых работ. Однако суровые условия жизни и быта горцев не всегда благоприятствовала богатому урожаю. Они были в полной зависимости от погодных условий.

Проводились специальные обрядовые действия, вызывающие дождь. В разных селах обряд проходил по разному, но общим для всех являлось коллективное шествие но селу.

Во время продолжительной засухи, чтобы вызвать дождь мугинцы молились 3 дня, а на 4- тый шли к роднику и, читая молитву, бросали в него камушки.

Выход девушек к роднику.

Тучка, дай нам дождь большой

Чтобы был кувшин с водой.

Тучка, дай дождь проливной

Станет в поле рожь стеной.

(бросают камни)

Ведущий:

В местечке Пир, около селения Заза, лежит ковш из камня, напоминающий жертвенник. Во время засухи, чтобы вызвать дождь девушки с песнями наполняли этот кувшин водой. Песня должна была оказывать магическое воздействие на природу и вызвать дождь.

Девушки у родника.

1.девушка:

Льется ливень пусть, Аллах,

Чтоб родники забили в скалах

Переливаются пусть желобки

Выходят из берегов реки.

2. девушка:

Ливень льется пусть, Аллах,

Овечьи стадо чтоб напились,

переливаются пусть желобки,

Чтоб промокли спины коз.

Ведущий:

При засухе у кумыков совершался следующий обряд. Старшина аула раздавал сельчанам на месте сбора сырое мясо, а мулла надевал на одной из женщин дырявый мешок. Затем обвязывали длинной веревкой. Один из участников обряда держал конец веревки и водил женщину по берегу реки и среди сельчан, а народ обливал ее водой из кувшинов со словами: «Ай, Аллах, дай нам дождя». Потом женщину бросали в реку, она выплывала так, чтобы ее не видели, а народ расходился.

Ведущий:

В Курахе, во время засухи, делали шалашеобразную шапку из зеленых ветвей.

Одевали ее на голову одного из избранников и водили по дворам. Около каждого дома пели песню.

1 дом.

Бог непреклонный, дождя нам пошли

В трещинах лоно иссохшей земли

Влаги пошли нам не слышащий Бог,

Чтобы пшеница взошла и горох.

Хозяин дома выходил к поющим и должен был вылить на человека, голова которого была покрыта зелеными ветвями, кувшин воды.

Хозяин дома:

Дождика, дождика

Нам пошли, Аллах

Чтоб вода забулькала

В наших желобах.

2 дом.

Туча, дождика не прячь

Лейся дождик, дам калач

Дождик лей, посильней

Дам тебе сто калачей.

Хозяин дома:

Лейся, лейся с неба,

Дождик как река

Вымоется чисто

Добрая земля.

3 дом.

Чтобы вызвать дождь большой

Ва, дождик, халалай,

Нужно взять кувшин с водой,

Ва, дождик, халалай.

Если будет дождик литься

Будет просо и пшеница.

Хозяин дома:

Господи, господи

Дождик нам пошли

Пусть вода польется

От неба до земли.

Слайд ясное небо

Все девушки, участвовавшие, в инсценировке собираются на одной стороне сцены и читают молитву. На другой стороне сцены мальчики варят в котле «муг1». Потом раздают угощение.

Слайд гром Раздаются, звуки грома и молнии идет дождь. Все танцуют, радуются и уходят со сцены.

Слайд музыка

Урок культура и традиции народов Дагестана(КТНД) в 4 классе

по теме

Провела

Шахбанова Эльмира Зейнутдиновна

Праздники. О т прошлого к настоящему.

Целью :

изучение традиций праздника первой борозды в нашей республике.

развивать интерес к народным праздникам.

помочь через национальные праздники понять особенности культуры людей.

осознать необходимость сохранения культурных ценностей каждого народа и национальности.

Задачи :

изучить и проанализировать научно-историческую литературу и архивы по данной теме

узнать как праздновали праздник первой борозды народов нашей республики

осмыслить ценности, которые несут праздники

проанализировать мнение сверстников об этом празднике.

воспитывать эмоционально-положительное отношение к прошлому нашей республики.

Эпиграф к уроку:

Неизвестно, каков будет человек через 1000 лет,но если отнять у

современного человека этот

нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников,

обрядов - тогда он все забудет и всему разучится,и должен будет

все начинать сначала.

В. О. Ключевский

Ход урока.

Орг момент

Учитель:

У жителей нашей республики в прошлом были разнообразные традиционные национальные праздники, которые в основном связаны с живым миром природы. В наше время чаще всех проводятся праздники современные и позабыты многие праздники которые праздновали наши предки.

Традиционная культура наших народов складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от поколения в поколение. Самыми существенными являются отношения, которые складываются между человеком и природой. Эти отношения и связи, зародившиеся в незапамятные времена, оберегаются традицией. Закрепляются в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях и традиционных праздниках.

Дагестанцы с древности почитали стихии природы: солнце, луну, огонь, воду, ветер. Я попросила вас, ребята изучить материалы о национальных праздниках и сделать свои выводы. Итак к каким выводам вы пришли?

Ученица - что каждый праздник имеет определенное значение и связан с определенным обрядом. национальный праздник связан с совершением каких - либо обрядов;

праздник имеет определенное символическое значение;

праздник способствует сплочению народа;

праздник показывает гармонию между живым миром природы и коренным народом;

дагестанцы в прошлом - суеверные люди.

Учитель:

Сегодня мы изучим праздник первой борозды. Традиционные национальные праздники народа - это часть культуры с определенным символическим значением и глубинным смыслом , информационная осведомлённость о народных праздниках Республики Дагестан невелика.

С раннего детства мы очень люблю праздники. А на уроке КТНД мы изучали обрядовые праздники , во время которых люди обращались к своим богам и силам природы. Просили у них защиты и удачи в делах. Обрядами сопровождались так же свадьбы, рождения ребёнка, встречи весны и другие.

Каждый год мы празднуем много различных праздников. Какие праздники любимы вами?

Ученица:

Особенно любимыми являются Новый год 8 марта, 9 мая и мусульманские праздники.

Учительница:

Амина провела анкетирование учеников нашей школы, а так же провела анкетирование среди соседей и родственников. Давайте ознакомимся с результатами.

Амина:

Я была очень неприятно огорчена полученными результатами. Большинство моих одноклассников относятся к праздникам просто как к выходным дням, когда можно не учиться и ничего не делать, не знают историю этих праздников, их традиции, смысл и ценности.

С целью выяснения уровня знаний о национальных праздниках был проведен социологический опрос. Я опросила 79 учащихся МКОУ «Чинарская СОШ№1» и жителей села Чинар от 10 до 98 лет.

Им были заданы следующие вопросы:

Много ли праздников в современном мире?

Какие народные праздники Вы знаете?

Какие народные праздники Вы отмечаете в Вашей семье?

О каком празднике Вы узнали у своих предков?

Может ли народ обойтись без праздников?

Как праздники влияют на родной язык и культуру?

Может ли современный человек обойтись без знания культуры и праздников своей страны?

Примите ли Вы участие в организации и проведении народного праздника?

Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям? (вопрос родителям)

На первый вопрос только 14% детей ответили,что много86% сказали что мало. Напротив взрослые 78%ответили что праздников слишком много. На второй вопрос все опрашиваемые дети называли гос. и религиозные праздники Ураза байрам, Курбан байрам, Новый год 8 марта, 9мая, 23 февраль, 1 сентября. Но не смогли назвать ни одного народного праздника. Взрослые смогли назвать национ. праздники, но только лишь два: Навруз и Праздник первой борозды.

В третьем вопросе все были единодушны. Отмечают Ураза байрам, Курбан байрам, Новый год. дни рождения. четвёртый вопрос поставил всех в тупик. На него не смогли дать ответ почти все, кроме бабушки Патимат, которой 98 лет. она назвала несколько праздников. В том числе и парздник первой борозды. На пятый вопрос все дали единодушный ответ -нет,не может. На вопрос « Как праздники влияют на родной язык и культуру?» и дети и взрослые отвечали, что только лишь положительно, и давали лестные отзывы о влиянии праздников на язык и культуру. Все опрашиваемые изъявили желание оказать помощь в организации и проведении праздников. Взрослым был задан вопрос о необходимости приобщении детей к народной культуре, на который я получила утвердительный ответ.

Учитель:

Итак ознакомимся с праздником первой борозды в Дагестане.

Праздник первой борозды имеет различные названия у наших народов: оцригьин (авар.- бычья свадьба ), усабухири (авар. - показ быков ), хъубях I руми (дарг.- узрение лика пашни ), хъулла мехъ (дарг.- свадьба пашни ), сук севед йигь (рутул.- день разбрасывания зерна ), къугъвер сувар (лезг. - праздник пахоты ).(слайд 4)

Праздник первой борозды состоял из двух частей :

1) обрядовой запашки

2) состязаний, игр и увеселений.

Весенний посев семян в Дагестане начинается 25 марта, а осенний - 20 сентября. Хозяйственный год у дагестанцев начинался со дня зимнего солнцестояния - 22 декабря плюс 24 дня, то есть с - 16 января. Когда солнце начало свой путь к зиме - 22 июня, исчисление периодов шло в обратном направлении, начиная за 24-25 дней до 22 декабря. (слайд 5)

Как известно, озимые культуры сеют спустя несколько дней после уборки урожая. У аварцев обряд посева семян называют « Оцбай » («запрячь быка»), у даргинцев - Праздник первой борозды . Праздник первой борозды проводится в середине или конце марта , в зависимости от погоды. Обычно участниками его является мужское население. (слайд 6) До совершения обрядовой запашки никто не имел права начинать полевые работы. За месяц до ритуала назначался сельскими властями или избирался сельчанами пахарь кузал »). (слайд 7) Пахаря одевают в овчинную шубу мехом в наруж у, горскую папаху, а через плечо вешают сумку с зерном. . Он должен был быть опытным земледельцем, добрым человеком, удачливым в делах, обладать крепким здоровьем, быть самостоятельным хозяином и обязательно - с густыми волосами. Качества пахаря должны были передаться пашне, от которой ожидали густых всходов и обильного урожая. В соответствии с этими принципами в случае неурожая или засухи вина возлагалась на него. (слайд 8) Поэтому случалось, что удачливый пахарь проводил эту процедуру несколько раз подряд. К пашне-кормилице крестьянин питал благоговение. Считалось, что на пахоту нужно выходить морально и физически чистым. В больших селениях Праздник первой борозды проводился ежегодно каждым кварталом в порядке очереди. После объявления праздничного дня начиналась к нему деятельная подготовка. В день посева пахаря провожала в поле женщина-мать - старшая и самая трудолюбивая во всем тухуме . (слайд 9) Она шла впереди и раздавала по пути куски хлеба, чтобы посев был удачным, а урожай обильным. (слайд 10) На пути к полям пахаря поливают через решето водой, символизирующей дождь, и осыпают конфетами и мелочью, призывая достаток. (слайд 11) В этот день на место сбора из всех домов женщины несли хлеб, мясо, кувшины с бузой (хмельным напитком горцев, основой для которого служит прокисшее тесто), кашу из семи злаков. Каждая пришедшая с подносом женщина, проделав круг, ставила поднос на общую скатерть. (слайд 12) Кто был в состоянии это сделать, мог принести сюда мешок зерна или баранью тушу.

Специально готовили и инвентарь, быков: рога, копыта смазывали жиром, рога обвязывали красной ленточкой (красный цвет символизировал амулет против злых духов, сглаза), а также вешали на рога ритуальный хлеб барта (слайды 13,14)

В назначенный день на сельской площади собирались все жители селения. После коллективной трапезы все присутствующие во главе с главным пахарем шли на место проведения ритуальной борозды. Пахарь проводил две-три борозды или вспахивал весь участок, если он был небольшим, часто засевал его. (слайд 15) С началом хозяйственного года земледельцы связывали свои чаяния, которые сопровождали разнообразными действиями магического характера (слайд 16, 17) В некоторых селениях в первую борозду клали баранью тушу, яйца, сладости: землю угощали, приобщали её к своей трапезе, веря что этим можно умилостивить её - увеличить её плодородие.

После проведения ритуала первой борозды все мужчины и дети шли на праздничную трапезу « свадьбу пашни». (слайды 18-23)

Затем начиналась спортивно-развлекательная часть. В программу соревнований обязательно входили скачки на лошадях, бег, метание камней, бои быков, баранов, собак. В состязаниях могли участвовать гости из других селений. Во время танцев юноши наряжались в маски, изготовленные из шкуры мехом внутрь. Они развлекали публику. Одним из обязательных является состязание в беге между молодыми людьми. Соревнуются как юноши постарше, так и совсем маленькие школьники. (слайд 24-29) Однако самый главный забег - между ребятами, которые собираются жениться в этом году. Главный приз - выпеченная из теста кукла, которую победитель по обычаю дарит своей невесте.

Следует отметит, что первоначально игры и состязания устраивались не ради развлечения, а являлись ритуальными праздниками силы и ловкости и были призваны содействовать плодородию почвы. По представлениям древнего земледельца, все эти состязания в силе, ловкости, выносливости должны были придать зеле силу, вызвать урожайность. В играх, споре, состязаниях молодёжи, возможно, противопоставляются зима и весна. Шум, который при этом производила молодёжь, должен был, по поверью, отпугнуть всё злое.

После «вывоза» плуга каждая семья получала право пахать и засевать своё поле. Старались также, чтобы праздник совпал с полнолунием. Несмотря на некоторые различия в проведении этого ритуала у разных народов республики, Праздник первой борозды был и остается главным весенним праздником в Дагестане.

Праздники у каждого народа отражают национальную и культурную значимость, их самобытность. В соблюдении и праздновании праздников запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Изучение традиций составляет необходимое звено в усвоении языка, в повышении культуры речи. Соблюдение и сохранение праздников придает каждой национальности неповторимое своеобразие, особую выразительность, красоту, образность.

Праздники - неизменные спутники народной жизни. Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов нам не удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. С течением столетий из просто ритуальных элементов они превращались в обряды, сохранившие глубокие корни и несущие извечную мудрость народного отношения к природе, обществу, близким. Пройдя сложный многовековой путь развития, они донесли до наших дней и светлую духовность, и бережность в познании мира, которые сегодня являются неотъемлемой частью нашей культуры.

Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя он может стать другим и даже справляться по совсем иному поводу, остаются и праздничная радость, и особое волнение, и чувство необычайности этого дня.

В процессе работы я сделала для себя немало интересных открытий, связанных с историей праздников. Таким образом, традиционные национальные праздники народа занимают очень важное место в их повседневной реальности. Ведь только через традиции мы можем встретиться с прошлым и сохранить свою культуру. В настоящее время традиционные праздники воспринимаются народами как одно из средств возрождения своей культуры.

Рефлексия.

Давайте сформулируем выводы по сегодняшнему уроку.

В ходе дискуссии дети сделали следующие выводы:

традиционные праздники народа - часть их культуры и они воспринимаются ими как одно из средств возрождения своей культуры;

у каждого праздника свое символическое значение;

почти все праздники были связаны с живым миром природы;

богатейшие и разнообразные традиции народов представляют собой великое культурное достояние и широкое поле для дальнейшего изучения.

Что вам особенно понравилось на уроке?

Что было для вас интересным, необычным?

Домашнее задание. Написать проектную работу на тему «Праздники старины»

Литература

Миловский А. Кубачинские смотрины // Вокруг света. - 1983. - № 5 (2512).

Булатова А.Г., 1974. Селскохозяйственный календарь и календарные праздники. Махачкала

Бутаев А.Г. 1912. Из жизни нагорного Дагестана. Дагестанские областные ведомости Темир Хан-Шура

Гаджиева С. Ш. и др. материальная культура даргинцев. Махачкала

Пржецлавский П.Г., 1867 Дагестан, его нравы и обычаи. Вестник Европы СПб.№9

.Гаджиев Г. А. Духовная культура народов Южного Дагестана (XVIII - начало ХХ в.). 1995 г. // Рукописный фонд Института ИАЭ ДНЦ РАН. Ф.3. Оп.3. Д.819.

Праздник первой борозды

Весной, когда начинает пригревать ласковое солнышко, на поле, пропитанном весенними дождями, за плугом можно увидеть короля. Неужели Его Величество хочет продемонстрировать своим подданным, что он не белоручка? Королевское одеяние запачкано грязью, но короля это не смущает. Он идёт себе за плугом, как рядовой пахарь. Может быть, у монарха хобби такое - пахать землю? Нет, это не хобби. На поле государь появляется всего один раз в году - на Празднике первой борозды .

Это один из самых торжественных и красочных праздников в Таиланде, а дату его устанавливает сам король. Правда, он решает этот вопрос не один, а держит совет с буддийскими монахами. Когда день для торжества определен, король сообщает о нем своим подданным, а те уже начинают готовиться к пахоте.

Начинается праздник на площади перед храмом. Тысячи людей со всех уголков страны съезжаются в столицу - город Бангкок. Они стараются прибыть как можно раньше. Ведь если не поторопишься, не займешь более удобное место, то и не разглядишь всё, как следует.

Об открытии праздника возвещает странная, не привычная для нашего слуха музыка. Музыканты в красных одеждах, трубя в раковины, подходят к площади. За ними ведут священного , который тянет за собой священный плуг. За плугом шествуют "небесные королевы". Правда, они очень похожи на земных девушек. "Небесные королевы" несут в руках золотые и серебряные корзиночки, наполненные рисом. Вся эта процессия останавливается перед трибуной.

На трибуне стоит избранный в этом году "Бог первой борозды". Он держится очень величественно, как будто и впрямь сию минуту спустился с небес, чтобы почтить своим вниманием смертных. Его окружает буддийское духовенство.

"Богу праздника" преподносят дары - три свернутых куска материи. Это мужские юбки разной длины, сшитые из тайского шёлка. "Бог праздника" должен выбрать себе одну из них. Если он выберет длинную юбку - дождей будет мало, и юбка не намочится. Юбка средней длины означает, что количество осадков в этом году будет средним. А короткая юбка предсказывает обилие дождей.

Затем "Бог первой борозды", король и монахи высшего ранга отправляются на поле, которое уже со всех сторон окружают зрители. Вот приводят священного с позолоченными рогами. "Бог праздника", как простой смертный, вместе с королем берутся за плуг и проводят первую священную борозду.

"Небесные королевы", не боясь запачкаться, следуют за ними. Пока король продолжает пахать, "бог" берёт из рук девушек рис и начинает его сеять. Но вот из серебряной корзиночки взято последнее зёрнышко, Священнодейство заканчивается, и монахи кладут перед семь видов кормов. Какому из них он отдаст своё предпочтение? В зависимости от этого судят о будущем урожае.

Наконец король, "бог" и монахи покидают вспаханное поле. И тут воцаряются обычные для праздника беспорядок и весёлая кутерьма. Тысячи людей, которые только что молча и с почтением наблюдали за действиями "бога" и короля, во всех концах поля срываются с места. Толкая друг друга, и крича, бросаются они к вспаханному полю. Чуть ли не в драку за каждое только что посеянное зёрнышко кидаются люди. Они отталкивают друг друга, стараясь набрать себе побольше риса.

Почему же поднимается такая суета на поле из-за обычных рисовых зёрен? В том-то и дело, что зёрна эти необычные. Существует древнее поверье, что чем больше посеет человек этих зёрен на собственном поле, тем богаче будет у него урожай. Поэтому из-за них и устраивается настоящая драка.

Просмотров