Рождество Христово: традиции и история праздника. Оккультные корни; Рождества, елки, деда мороза и пива Основные символы Рождества Христова




Чуть менее чем в течение века Рождество на наших территориях было отменено как праздник. Но до этого времени его праздновали на протяжении нескольких тысяч лет, поэтому, традиции укоренились в создании народа навечно. Именно поэтому, сегодня Рождество – это не только официальный праздник, это праздник в душе каждого верующего человека.

История праздника Рождества связана с событием рождения в Вифлееме Иисуса Христа. Это один из самых главных праздников для христиан всего мира. В настоящее время католики и протестанты праздную Рождество по своему календарю 25 декабря, а православные, согласно своему календарному стилю, 7 января.

Очень интересны , о которых более подробно вы сможете почитать по ссылке.

Краткая история Рождества

Рождество: история светлого праздника для детей или для взрослых обязательно должна быть известна, хотя бы в общих чертах. Но любопытен тот факт, то христиане праздную Рождество не раньше IV века. Это значит, что дата праздник напрямую не связана с реальной датой рождения Иисуса Христа. Изучение религиозных текстов дает основание полагать, что его рождение произошло даже не зимой.

Но 25 декабря как дата Рождества была установлена Римской Церковью в IV веке и с тех пор праздник отмечают именно в этот день. Некоторые считают, что такая дата была выбрана, потому что этот день еще с языческих времен считался днем «Рождения Солнца Непобедимого». Позднее стали толковать, что, так как месяц и день смерти Христа точно известен из Евангелия, а он должен был находиться среди людей полное количество лет, то Христов должен был быть зачат в тот же день, когда распят. Если отсчитать от 25 марта 9 месяцев (именно на 25 марта приходилась еврейская Пасха), то получалось именно 25 декабря.




Православная церковь, соединила праздник Рождества и Крещения Господня (6 января) под общим названием Богоявление. Армянская церковь и по сей день праздную именно праздник Богоявления, и делает это 6 января.




История праздника Рождество неразрывна с главными символами, которые прошли сквозь столетия и до сих пор имеют сакральный смысл для каждого верующего человека.

Основные символы Рождества Христова:

Ожидание. Прошло пять с половиной тысяч лет с момента сотворения мира, а грехопадение человека сильно извратило его душевные силы. Это сулило обществу разложение и тлен. Человечество увидело, что не может само себя спасти. Именно поэтому люди стали ждать Спасителя, который искупит грехи.

Свет. Пришествие Христа на землю в религиозной философии сравнимо свету, который не только спас земную жизнь, но и озарил вселенную. Именно поэтому в празднование Рождества важное значение играют свечи, в особенности, церковные свечи.

Звезда Рождества. Каждая история возникновения праздника Рождество Христово говорит о том, что в день Благовещения Божией Матери над Вифлеемом зажглась звезда. Именно за этой звездой, чтобы приветствовать Иисуса Христа, Спасителя человечества, отправились волхвы с дарами.



Перепись. Иудея, где родился Иисус Христос, в то время входила в состав мощной и беспощадной Римской империи. Император Август, чтобы упорядочить налогообложение в огромной империи, провел перепись населения. Мария и Иосиф записались в том городе, откуда происходили их предки – Вифлееме.

Вифлеем сам по себе является важным символом праздника. Потому что пришествие Христа свершилось именно там. Если Вифлеем открыл для Спасителя земные ворота, то Иерусалим приготовил ему крест.




Зима и ночь. Считается, что Христов родился в очень снежный день, когда на земле была полночь и так темно, что сложно было что-то разглядеть. Но именно в этот период совершался переход с коротких дней на длинные летние дни. Символично, что Христов родился именно в этот период.

Пещера. Пока Вифлеем спал глубоким сном, ночью, Христос начал появляться на свет. Но Марии и Иосифу было сложно найти пристанище, потому что все двери были закрыты. Они нашли пещеру, где смогли укрыться от стужи. Христос родился на свет в пещере, а не в царских палатах. Это тоже является символом кротости и смирения для многих верующих.




Пастухи. В ночь рождения Христа все спали, только пастухи стерегли своих овец. Они увидели яркий свет, который разливался вокруг, и очень испугались. Но явился ангел и сказал, чтобы пастухи не боялись, а пошли рассказывать людям о великой радости, о том, что ныне родился Христос Господь.

Поклонение волхвов. Согласно Евангелию, первыми Христу поклонились мудрецы-волхвы. Волхвы – это не сильные мира сего, это философы и мудрецы. Мудрецы искали истины, и нашли ее у колыбели Иисуса Христа. Одни из даров волхвов – золото в виде 28 квадратных и треугольных пластинок размером 5 на 7 см дошли до наших дней (иногда используются для освещения воды). Также сохранилось около 70 благоухающих бусинок, которые перемешаны из ладана и смирна. Хранятся дары в греческом монастыре на Афоне и очень редко вывозятся на стены монастыря.




Избиение младенцев. Царь Ирод, которому волхвы рассказали о рождение Спасителя, послал воинов, чтобы они убили всех младенцев в Вифлееме. Ирод хотел, чтобы народ не признал Иисуса Христа как Спасителя, чтобы власть Ирода на земле как всемогущего царя не была оспорена.

Праздник мира. Древнее предание гласит, что в течение года, в который родился Христос, на земле не было войн. Господь подарил человечеству мир, он даровал сердцам покой.




Такова история праздника Рождество и его главные символы. Как и двадцать веком тому назад праздник остается личным, очень важно участие в нем каждого человека, который открывает для Бога свою жизнь и сердце. В период рождественских празднований, за шумными застольями и горой подарков важно не забывать о душе и мудрости. Рождество Христово началось давно, но и по сей день оно бесконечно продолжает в людских душах.

О празднике Рождества

Давно известна склонность христианской церкви воровать чужие праздники. Так, например, в своё время христианская церковь присвоила себе праздник дня рождения солнечного бога Митры (иначе - день рождения Непобедимого Солнца - dies natalis Solis invicti), проходивший в Римской Империи 25 декабря, превратив его в рождество собственного бога, дня, месяца и даже года рождения которого они не знали.

Митра был одним из самых популярных богов восточного происхождения. Учением и обрядовостью культ Митры напоминает не только культ Великой Матери, но и христианство. Сходство было настолько очевидным, что многие христианские богословы истолковывали его как козни дьявола.

Евангелия ни одним словом не упоминают о дате рождения Христа, поэтому ранние христиане этот праздник не отмечали. Однако, со временем, египетские христиане стали считать Рождеством 6 января. Обычай праздновать эту дату распространился к 4 веку по всему Востоку. Но в начале 4 века Западная церковь установила в качестве подлинной даты 25 декабря. Со временем с этим решением согласилась и восточная церковь.

Дата седьмого января возникла во времена введения григорианского календаря в России - нового стиля, во времена прихода к власти большевиков и появилась она оттого, что православная церковь не пожелала изменяться и приспосабливаться к окружающей реальности; и продолжила отмечать рождество 25 декабря по старому календарю, что как раз и есть 7 января нового стиля. Таким образом седьмое января - дата явно надуманная; реально же имеет смысл праздновать рождение бога 25 декабря, в дни зимнего солнцестояния, как это и делали задолго до христианства, которое приспособило этот праздник для себя.

В древнем Египте, истоки религии которого теряются во тьме третьего тысячелетия до Рождества Христова, в районе 25 декабря справлялся праздник в честь Осириса, умирающего и возрождающегося бога, единого со своим сыном Гором, как и Христос был един со своим отцом. Есть у Осириса и другие общие черты со своим столь знаменитым последователем - оба они судят души умерших в загробном мире, оба они умерли и воскресли после своей смерти.

Календарная мифология кельтских народов разработана весьма подробно. Последняя декада декабря - один из самых священных периодов. С захода Солнца 20 декабря начинаются священные "Дни Змеи". Считалось, что в течении трех дней - 21-го, 22-го, 23-го декабря, Солнце находится в преисподней (в Аннуне), где оно претерпевает очищение от всех грехов старого года и 24-го декабря утром восходит новое, чистое Солнце. В этот день кельты отмечали новый год и окончание "Дней Змеи", рождение нового Солнца. Три темных дня полагалось проводить, предаваясь аскезе, с трепетом ожидая рождения нового светила, зато 24-го праздник отмечался очень ярко и весело.

Сходным образом отмечался праздник зимнего солнцестояния и у германцев. Назывался он Йуле (от англ. Yule от др.-сканд. iul - "колесо"). То есть, это праздник коловорота (солнцеворота), как и у славян; и праздновался он приблизительно с середины декабря по самый конец месяца (современного конечно). Считалось, что в этом периоде содержится весь последующий год, который рождается как раз в это время - не отсюда ли пошло современное поверье, что "как новый год встретишь - так его и проведешь".

То, что Рождество имеет языческие корни, молчаливо признаёт Блаженный Августин, когда увещевает братьев во Христе праздновать этот день не как язычники, то есть из-за рождения Солнца, а ради того, кто сотворил это солнце. Из всего этого ясно, что церковь приняла решение праздновать день рождения своего основателя 25 декабря для того, чтобы перевести религиозное рвение "язычников" с Солнца на собственного бога. Это и есть "воровством праздника".

Как отмечали праздник на Руси в языческие времена? Зимние праздники начинались со дня солнцеворота. Самый короткий день в году носил название "карачун". После него начинались обряды, посвященные душам умерших предков: готовились ритуальные блюда для поминовения, в ночь на 25 декабря разводили костры из соломы для того, чтобы души предков "грелись". Даждьбог - податель тепла и света рождается именно в день зимнего солнцестояния. С 25 декабря по 6 января проходили Святки. Наиболее известным элементом, связанным с которым, являются колядования и святочные гадания. Традиция гадания, которая сохранилась до сих пор, очень легко объясняется, если вспомнить веру кельтов и германцев в то, что во время зимнего солнцестояния граница между миром видимым и миром невидимым (миром богов и духов) становится наиболее тонкой и поэтому в это время легче всего получить ответ от богов посредством гадания именно в это время. Согласно современной реконструкции славянского языческого календаря, Коляда - имя ипостаси Даждьбога-Солнца: на это указывает корень "коло" (круг, солнечный диск) в имени Коляда и обычай печь блины и круглые лепешки - символы Солнца в праздник Коляды (Замещен Рождеством Христовым).

Так что же за праздник справляется на самом деле, Рождество? Да, мы справляем именно Рождество, в этом нет никакого сомнения; мы справляем рождение нового года, нового света, нового Солнца, которое возвращается к нам обновленным после смерти в преисподней, неся с собой новые силы, свет и тепло предстоящей весны. С этого дня день начинает прибывать и, несмотря на январские холода, февральские метели и мартовскую промозглость, с этого дня мы сердцем чувствуем - пришло новое время, новое Солнце - скоро весна. А Христос? А при чем здесь он?

Дмитрий Казаков
Материал с ресурса
"Славянское Язычество"

Спрашивает Василий
Отвечает Игорь, 07.11.2008


Василий спрашивает: Я слышал, что Рождество имеет много языческих традиций. Что именно в празднике из язычества?

Уважаемый Василий,

Кристина Хоул в книге "Рождество и его обычаи" пишет:

«Многие из дорогих нашему сердцу традиций глубоко уходят корнями в языческое прошлое. И рождественские празднества, когда они были впервые официально установлены, совпадали по дате с древними праздниками возрождения солнца в период зимнего солнцестояния. Церковь не видела причин уничтожать древние обычаи и поэтому они были заимствованы для празднования рождения Христа»

На данный момент существует очень много работ по истории праздника Рождество, далее приводятся некоторые цитаты из них.

Что говорит Библия о дате:

Ни евангельские свидетельства, ни какая-либо надежная традиция не позволяют определить точную дату рождения Христа. На протяжении трех первых веков истории христианства церковь выступала против языческого обычая празднования дней рождения, хотя имеются указания на то, что чисто религиозное воспоминание рождества Христова было включено в чин праздника Богоявления. Климент Александрийский упоминает о существовании такой практики в Египте на рубеже 2 и 3 вв.; есть свидетельства о том, что этот праздник отмечался и в других землях. После победы Константина Великого Римская церковь установила 25 декабря в качестве даты празднования Рождества Христова (ок. 320 или 353). Уже с конца 4 в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 7 января).

И были в той стране пастухи, жившие в полях, сторожа отары по ночам (). Давно и совершенно точно установлено, что, из-за пронизывающего зимнего ветра, дождя и холода, пастухи Иудеи сами не жили и стада свои не держали в открытом поле позднее конца октября (Александр Хислоп, Два Вавилона, с. 91)

Библия также пишет, что в то время, когда был рожден Христос, цезарь Август издал указ “сделать перепись по всей земле (для обложения налогом)… И пошли все записываться, каждый в свой город” (). Из-за этой переписи Иосиф отправился в Вифлеем, чтобы “записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна” (с.5). Придя в Вифлеем и, не сумев найти свободной комнаты для постоя, Мария родила свое дитя в хлеву постоялого двора. Конечно, это не могло произойти посреди зимы, потому, что путешествие зимой было крайне трудным. Цезарь не мог назначить перепись на зимнее время, потому что многие просто не смогли бы исполнить такой указ. Путешествие поздней зимой было настолько трудным и опасным, что сам Иисус говорил народу молить Бога, чтобы их бегство последних дней перед концом света не случилось зимой: “Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою…” ().

В Юлианском календаре день 25 декабря считался днем зимнего солнцестояния (Фрейзер, там же, с. 303; ср. Плиний, Естественная История, xviii, с. 221). Этот день считался днем рождения Солнца, в то время как его дни начинали увеличиваться, а сила расти с этого поворотного момента года.

В Риме, в декабре отмечали праздник. Это необходимо отметить для понимания всего, происходящего во время Рождества. Этот праздник назывался Сатурналии. Этот был праздник Сатурна, который, по убеждениям обитателей Лациума, лациев, был покровителем сельского хозяйства и искусств, необходимых для цивилизованной жизни (Словарь Греческих и Римских Древностей Смита, 2 изд., Лондон, 1851, с. 1009). Он приходился на конец декабря и рассматривался населением как сплошной период отдыха и веселья. В течение этого времени закрывались суды. Нельзя было проводить публичных дел. В школах были каникулы. Начинать войну считалось нечестивым, а наказание преступника влекло за собой загрязнение.

Все население праздновало и веселилось, обмениваясь подарками.

Таким образом 25 декабря происходил старинный солнцепоклоннический праздник, и три царя, который ассоциируется с ним, кажется, не имеет отношения к мудрецу с Востока из библейского сюжета, а, возможно, происходит от более древней традиции, которая относится к так называемым двенадцати рождественским дням. Двенадцатидневная последовательность ассоциируется с тремя царями во Франции, Испании, Бельгии, Германии и Австрии. Их зовут Каспар, Мельхиор и Бальтазар. В Германии и Австрии ее знают как День трех Царей (Dreikonigstag), а во Франции как Праздник Царей (Fкte des Rois). В некоторых местностях королей представляют актеры, которые поют песни и собирают вознаграждение от жителей. Этой традиции приписывается христианская основа, но в Библии на самом деле не вспоминаются трое людей (отличных от трех видов подарков), или что они были царями. Записано, что они были магами или мудрецами. Кажется, эта традиция имеет другую основу (ср. Фрейзер, іх, с. 329). В обычаях Франс-Комте, а также Вогезских гор Мельхиор изображается черным царем, и лицо мальчика, который играет его, красится черным (там же, с. 330). Этих трех вызывают для исцеления, ритуалами, которые включают три гвоздя, положенных на землю. Этот ритуал является отголоском триединой системы кельтов во Франции, которая существовала задолго до христианства.

Во Франции аналоги английского Властителя Беспорядков участвовали в маскараде, переодетые в священников, епископов, архиепископов, пап или аббатов. Этот маскарад был известен под названием Праздник Дураков, и происходил в Рождественский день, день Св. Стефана (25 декабря), на Новый Год или на Двенадцатый день, в зависимости от местности.

Служитель католической церкви Марио Ригетти (вместе с Дучесне и Кульманом) утверждает, что:

После примирения Римской церкви, для того, чтобы облегчить обращение в веру языческих народов, она решила внедрить день 25-го декабря как праздник мирского рождения Христа, чтобы отвернуть их от языческого праздника, который отмечали в тот же день в честь “Непобедимого Солнца" Митры, завоевателя темноты. (прим. 74, ii, с. 67, цит. также раб. Баккиокки От Субботы к Воскресенью, Pontifical Gregorian University Press , с. 260).

Таким образом, Митра был Богом праздника солнцестояния 25-го декабря, которое шло сразу за Сатурналиями.

Празднование Рождества установлено не Библией, а людьми.

Есть ли где-либо в Библии хоть одно место, поощряющее нас праздновать рождение Христа? В Библии нет такой заповеди или указания. Рождество “…явилось спасением древних языческих Сатурналий” (Джордж У. Куртис, Рождество, с. 9)

“Библия является полным и конечным откровением Бога человеку, и она заключает в себе все, что нам необходимо знать для нашей духовной жизни (). Нам нет нужды ходить за чем-либо за пределы Библии. Слово Божье указывает нам как должно поклоняться Богу, как мы должны поддерживать служение Церкви, как проповедовать вечное Евангелие, как соблюдать Вечерю Господню (Пасху) и все остальное касательно жизни христианина. Но ни разу Бог не указал нам в Библии праздновать Рождество! Нам указано поминать смерть Господа, но нигде не дано нам указание праздновать Его рождение. Бог ожидает от своих людей, что они будут жить по Библии. От нас ожидается, что мы будем жить по учению святого Слова Божьего. Поэтому уже одно то, что Рождество нигде в Библии не упоминается, должно быть достаточной причиной для нас, чтобы не иметь ничего общего с этим фестивалем” (Чарльз Хафф, Послание Христианина Еврея, информационное письмо, ноябрь/декабрь 1977)

Язычество в Рождестве.

«К путям язычников не приучайтесь… Ибо обычаи человеческие глупы» (Книга пророка ).

Рождественская Елка
, остролист, плющ и омела были признанными символами бессмертия и плодородия среди языческих народов древности, поскольку эти вечнозеленые растения зимой не сбрасывают листву и не меняют ее зеленый цвет на коричневый (символ умирания), как другие деревья. Из-за этого, суеверные язычники испытывали к ним определенное благоговение. У одного автора находим следующее: “ Наши примитивные праотцы приносили в дом зеленые ветви в период зимнего солнцестояния и использовали их для магических ритуалов, направленных на то, чтобы обеспечить возвращение растительности. Дома римлян украшались вечнозелеными листьями благородного лавра... и вот уже много столетий, как дома христиан и церкви обильно украшаются зеленью во время Рождества. Это правда, что Церковь в ранний период запрещала следование этому обычаю, как языческой примеси. Но он (обычай) был слишком глубоко укоренен, и запрет не мог действовать долгое время. Для наших предков такие растения были мощными символами жизни, не только потому, что они вечно зелены, но также потому, что в отличие от большинства растений, они плодоносят в зимнее время.” (Кристина Хоул, Рождество и его Обычаи, с. 21-22)

Обмен подарками. Для многих покупка и обмен подарками является самой важной частью Рождества. Многие влезают глубоко в долги ради того, чтобы купить подарки, которые им не по карману и подарить людям, которые им не нравятся! Многие полагают, что традиция обмениваться подарками на Рождество олицетворяет приношение волхвами даров Иисусу. Но это совершенно не верно. Существуют факты того, что обмен подарками в это время года был важной частью празднования римских Сатурналий. Один автор сказал: “Традиция дарить подарки в этот праздничный сезон существовала задолго до появления праздника Рождества. Древние римляне обменивались подарками во время зимнего фестиваля Сатурналий.” Таким образом этот привычный для нас обычай носит глубокие языческие корни.

Дед Мороз . Подарки детям разносит добрый старый Дед Мороз или Санта Клаус, краснощекий, с длинной белой бородой, одетый в красную шубу и высокую красную же шапку. Предками Деда Мороза в одной местности считают гномов. В другой – странствующих жонглеров или бродячих продавцов детских игрушек. У восточных славян представлен сказочный образ Мороза - богатыря, кузнеца, который сковывает воду "железными морозами". Сами Морозы часто отождествлялись с буйными зимними ветрами. Известно несколько народных сказок, где Северный ветер (или Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.
Но Дед Мороз - образ особенный. Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского "Снегурочка", поэма Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", стихотворение В.Я. Брюсова "Царю Северного полюса", карело- финский эпос "Калевала").
Позвизд - славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой - на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.
В легендах древних славян существовал и другой персонаж - Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи. Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун - злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами. Поначалу никаким альтруизмом этот персонаж не занимался - морозил людей и посевы, ну и подарков, естественно, не дарил. Наоборот, это его задабривали. Накануне Рождества выходили на порог с ложкой кутьи или киселя и кричали: "Мороз, Мороз! Приходи кисель есть; Мороз, Мороз! Не бей наш овес (или какое-нибудь другое посевное растение)!".

Процесс превращения опасного Мороза в доброго Дедушку Мороза с подарками стал активно развиваться с 18 века. Хотя Петр I и повелел в 1699 г. царской волей "счислять" новый год с 1 января (а не 1 сентября, как было до этого) и украшать дома елками, народ это нововведение принял не сразу. Сначала елочные торжества устраивали иностранцы, в основном немцы, а потом и наш народ втянулся. Только в 1852 году в Петербурге была установлена первая публичная елка! Не удивительно, что на роль того, кто стоит под елкой и дарит подарки сначала претендовали западные персонажи - от дедушки Николая до немецкого старого Рупхерта. Но вскоре рядом с елкой остался уже изрядно подобревший, столь привычный простому люду, местный Дед Мороз.

Ибо, какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? ().

Читайте еще по теме "Пасха, праздники":

Прочитано: 246

1. Число 25 декабря (7 января по старому стилю)
В энциклопедии «Британика» говорится: «одним из самых популярных зимних фестивалей был фестиваль «Сатурналия», отмечавшийся с 17 по 24 декабря. Поскольку это было время веселья и буйных вакханалий, то никто не работал, все школы и суды были закрыты. Люди предавались объеданию, танцам, азартным играм и всему, чем обычно люди тешат себя во время фестивалей и праздников. 25 декабря было особым днём – днём рождения иранского бога солнца и света – Митры. Церковь провозгласила этот день Рождеством Христовым с целью противостоять языческим традициям зимнего фестиваля» (Том 7, страница 202).
В 354-м году нашей эры Римский Епископ Либерий написал указ о праздновании Рождества 25 декабря. Он руководствовался желанием превратить языческий фестиваль в христианский праздник.
С этого момента день рождения Иисуса начал отмечаться как день «Света Миру».

2. Ёлка
В книге пророка Иеремии описывается языческая традиция, напоминающая традицию украшения Рождественской ёлки: Иеремия 10:2-4 «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось».
У языческих народов был обычай поклоняться вечнозелёному дереву как символу вечной жизни и плодородия. Современная традиция наряжать рождественскую (или новогоднюю) ёлку своими корнями уходит в Вавилонскую традицию поклонения вечнозелёному дереву.

3. Обмен подарками
Согласно Библии, волхвы с Востока принесли Христу дары. Однако следует отметить, что эти подарки были преподнесены потому, что волхвы признали в Иисусе Христе Царя Израиля: Матфея 2:1-2 «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский?»
По восточной традиции, никто не мог приблизиться к царю без подарка. Таким образом, дары, которые получил младенец Иисус, имели отношение не к факту Его рождения, а к факту признания Его царём.

Многие традиции празднования современного Рождества корнями уходят в язычество: ёлка, обмен подарками, а также и сама дата Рождества. В четвёртом веке католическая церковь заменила языческий зимний фестиваль празднованием дня рождения Христа. Но это не отменило языческих традиций, а всего-навсего перемешало новые традиции со старыми. Вот почему так важно помнить, что Рождество – это не просто повод для застолья, а день рождения Господа и Спасителя Иисуса Христа

VN:F

VN:F

Категории

7 января православные христиане всего мира празднуют рождение Иисуса Христа. сайт расскажет, что это за праздник, какие традиции необходимо соблюдать в этот день, что можно делать и чего делать нельзя.

История возникновения Рождества Христова

Рождество считается одним из наиболее великих праздников, главная цель которого – почтить воспоминание о рождении спасителя человечества в Христианстве – Иисуса Христа.

Начало празднику положила библейская легенда: именно в этот день в Вифлееме, находящемуся к югу от Иерусалима, на свет появился Иисус Христос. Его рождение начинают праздновать в Сочельник, вечером 6 января. Согласно легенде, в этот день на небе появилась первая звезда – та самая, что некогда привела в Вифлеем волхвов.

Источник: alter-idea.info

Самое первое празднование Рождества было отмечено 25 декабря 354 года в древнем иллюстрированном календаре «Хронографе». Однако сам праздник официально узаконили на Эфесском соборе в 431 году.

На Руси христианский праздник стал распространяться в 10 веке. Рождество совместилось с зимним древнеславянским праздником в честь духов-предков (Святками), пережитки которого сохранились в «святочных» обрядах (ряженые, гаданье), что в настоящее время церковь считает недопустимым, так как по мнению христианских священнослужителей любое гадание – страшный грех.

Почему отличаются даты католического и православного Рождества

В одних странах Рождество отмечают 25 декабря по григорианскому календарю или по новому стилю, в других – 7 января по юлианскому календарю или по старому стилю.

Долгое время Рождество Христово именовалось Богоявлением. Древние христиане праздновали и Рождество, и Крещение Христа 25 декабря по старому стилю. В 4 веке для того, чтобы придать большую значимость одному и второму празднику и не смешивать сами понятия торжеств, эти дни были разделены на 7 января и 19 января. При этом при появлении деления на григорианский и юлианский календари произошло смещение, которое в наше время неправильно называют делением на католическое и христианское Рождество, однако на самом деле это связано лишь с различными календарями.

Традиции и символы Рождества

Главной традицией Рождества Христова принято прощать всех в этот день. Согласно Новому Завету Бог простил человека, его грехи. Поэтому в церкви считают важным всех прощать, чтобы приблизиться к тайне Боговоплощения, а также очиститься душой на Таинстве исповеди.

Одной из интересных традиций празднования Рождества считаются «рождественские ясли» или вертеп, изображающие сцену рождения Иисуса Христа. Первые в мире Ясли были созданы в 1562 году в Праге. Долгое время их устанавливали только в церквях, позже обычай переняли аристократы и богатые люди. Сцена Яслей следующая: младенца в колыбели окружают родители, легендарные вол и осел, пастухи, волхвы. Важную роль играли персонажи из простого народа, теснящиеся вокруг: восторженные рыбаки, продавщица рыбы, женщина с глиняным кувшином и другие.


Эстебан Бартоломе Мурильо, «Поклонение пастухов».

Ещё одной из особенностей Рождественских празднеств является сценка о рождении младенца Иисуса. Традиции этих сценок лежит в средневековых мистериях, «живые» сцены рождения Христа. Сцены рождения разыгрывались в храмах и сопровождались церковными пениями. Так, одним из широко известных символов Рождества стала первая восходящая звезда в небе, по которой, согласно легенде, волхвы пришли в Вифлеем поклониться младенцу Христу. Но возвращаясь к религиозному символизму, первую звезду символизирует первая же свеча, которую выносят после богослужения. Так, принято не вкушать ничего до первой звезды и 6 января дозволено есть только , а 7 января, после литургии, заканчивается пост и можно есть все.

Также одним из символов Рождества стала и ель, у древних римлян это дерево являлось символом вечной жизни. Когда-то её украшали только фруктами, чаще всего яблоками. И когда в 1858 году случился очень плохой урожай яблок, стеклодувы Лотарингии создали стеклянные шары, чтобы заменить яблоки – отсюда появилась традиция ёлочных украшений. Во Франции с экскурсией можно побывать в стекольных мастерских, где изготавливались первые ёлочные шары.

Также отмечают и . В первую очередь, колядки – это песнопения. Раньше это были языческие песнопения, но сейчас они восхваляют Христа. Исполнение колядок – это своего рода народная проповедь, которая рассказывает о Христе и таким образом больше людей узнают историю Иисуса Христа.

Рождество всегда было настолько сильно вплетено в жизнь российских народов, что после Октябрьской революции, когда вера в Бога стала приравниваться к измене Родине и Советская власть пыталась отменить любые церковные празднования, людям пришлось изобрести альтернативу: считается, что так появились новогодние утренники и спектакли со сказочными персонажами, являющиеся на самом деле переделанными Рождественскими сценками.

Что нельзя делать в ночь на Рождество Христово

Как утверждают священнослужители церкви, самое главное – быть чистым сердцем и не грешить.

Ранее в домах к празднованию Рождества заготавливали дидух – символический празднично украшенный сноп зерна (ржи, пшеницы, овса), который устанавливали в углу и считалось, что с этого времени там находятся души предков-покровителей. До тех пор, пока дидух находился в доме, запрещалось выполнять любую работу, кроме ухода за скотом.

«Святым» называли не только ужин в канун Рождества, но и следующие ужины вплоть до Щедрого Вечера 13 января. При этом всю праздничную неделю запрещалось работать.

Также с Рождества до Крещения мужчинам нельзя было охотиться: убийство зверей во время святок считается большим грехом и может навлечь беду.


Просмотров